Сегодня в ТОП-2 новостей попало решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС): компания Booking.com оштрафована на 1,3 млрд рублей за плохое поведение на рынке.
«#booking.com оштрафован на 1,3 млрд рублей за злоупотребление доминирующим положением на российском рынке».
В сообщении пресс-службы ФАС уточняется, что Booking
«навязывала #гостиницам условия договора с обязательным паритетом цен и номеров, а также особыми условиями для закрытых групп пользователей».
Если я правильно смогла разобраться, то переводе c официального на человеческий общедоступный, что мы имеем?
1. ПАРИТЕТ значит, что по договору с Booking.com #отели не могут предоставить никому другому цену ниже той, что указана на данный номер на сайте самого booking.com даже если клиент обращается напрямую в отель. То есть агрегатор буквально закреплял за собой право лучшей цены легально – на уровне договора. Жуть!
2. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ для "закрытых групп" гостей… Безобразие!
Как они могли?! Циничные монополисты! Должна была бы возмутиться я, но… не получается. Возможно, потому что я сама вместе со своей немаленькой семьей, сама того не ведая, выступала этим летом той самой «закрытой группой»?
Не уверена. Но эта новость удивительным образом ответила на вопросы, что возникали у меня при бронировании жилья в этом сезоне.
Уточняю сразу: я никогда не была фанаткой booking.com. Все наши бронирования и в России, и за ее пределами мы всегда совершали через другой сервис. Он позволяет снимать жилье у местных по всему миру. И всегда мы находили на том сервисе классные варианты с лучшими ценами. Ради спортивного интереса сравнивали с предложениями на booking.com. И всегда букинг проигрывал и по «интересности» вариантов проживания, и по цене.
Вплоть до этого сезона… В этом году всё происходило с точностью до наоборот. Все наши бронирования этим летом, кроме квартиры в Сортавала, сделаны через букинг. И все оказались вполне удачными.
Более того: только у букинга обнаружилась очень привлекательная #программа лояльности. Чем больше бронируешь у них, тем лучше условия получаешь.
Все брони этого лета я совершала через свой аккаунт и как-то незаметно оказалась в программе лояльности Genius, накопив нужное количество поездок.
В личном кабинете это выглядит так:
При поиске жилья метка #Genius видна у некоторых вариантов. Цены указаны уже со скидкой.
У мужа нет аккаунта на букинге. При поиске он видит те же варианты, но ценник выше на 10%.
Эти 10% - мелочь, скажете вы. Возможно. Но когда нет свободного миллиона на #отпуск, едешь семьей из 4-5 человек и платишь за всех сам, начинаешь радоваться даже такой мелочи.
И повторюсь: у всех остальных агрегаторов #аренды жилья не нашлось лучших предложений. Были другие отели и хостелы, не представленные на букинге совсем. Но по разным причинам они не были интереснее: либо ценник задёрнут, либо расположение негодное, либо условия проживания хуже.
Это и друзья подтверждают. Они – заядлые #путешественники. Используют только эту систему бронирования, и всегда довольны.
И вот теперь огромный штраф. Возможно, с точки зрения законодательства у компании есть нарушения. И ФАС – на страже законности – молодцы! Давайте им медаль дадим.
Интересно, почему я ни секунды не сомневаюсь, что от штрафа этого простому путешественнику не станет лучше, не будет веселей?
Любопытно, этот штраф подразумевает последствия в виде тотального снижения цен на #бронирования хотя бы по России? или это вообще – не про нас? Главное – наложить штраф устрашающих размеров, чтобы… что? Похоже, чтобы был?
Итог: booking подает апелляцию на это решение ФАС. Пока на сайте компании нет никаких сообщений о свертывании программ лояльности, Ни слова о паритете или о повышении цен из-за наложенного штрафа. Это обнадеживает, как и мнение экспертов о том, что для такого гиганта индустрии этот штраф не будет катастрофой, даже если придется всё выплатить.
Возможно, я ничего не понимаю в игре под названием «большой экономический политик», но меня терзают смутные сомнения: хочется верить, что аренда жилья и другие тур. услуги не подорожают в итоге действий ФАС. Будем надеяться, что получится чуть лучше, чем, как всегда.
Источник информации о сути штрафа и претензий ФАС здесь
А что вы думаете об этой истории со штрафом и ее последствиях для #путешествий и путешественников? Возможно, я вообще всё не так понимаю? Буду признательна за комментарии и разъяснения