Найти тему
Мэрпик.

Тадеуш Костюшко. Выезд из страны и боевые раны

Восстание Костюшко. В жестокой битве при Мачевице 10 октября 1794 года армия Костюшко была разгромлена. Сам он был тяжело ранен, взят в плен и вывезен в Россию. Покалеченный тяжелыми травмами головы и бедра, он оставался под стражей в России более двух лет, большую часть времени находясь под домашним арестом в Орловском дворце в Санкт-Петербурге.

Как только новый царь, Павел I, сменил Екатерину в декабре 1796 года, Костюшко был освобожден и получил подарки, в том числе ценные русские меха. Царь отпускает Костюшко, при условии, что он никогда не станет против него. По итогу этой встречи были освобождены все польские мятежники. А цена, которую Костюшко заплатил за свободу своих солдат, была ссылка для него самого. Поскольку он больше никогда не сможет вернуться в Польшу, Тадеуш эмигрирует.

Это событие изображается на живописном полотне Яна Дамеля «Император Павел Первый освобождает Тадеуша Костюшко из тюрьмы».

Ян Дамеля – белорусско-польско-литовский художник первой половины ХІХ века, прямой представитель классицизма, неоклассицизма, романтизма и выпускник Виленской школы. Картины Дамеля были написаны преимущественно на исторические темы и живописное полотно «Император Павел Первый освобождает Тадеуша Костюшко из тюрьмы» не стало исключением.

Сцена картины происходит в камере, где содержали Костюшко. На переднем плане художник изображает головной убор – польская офицерская фуражка, которую держит Тадеуш в своей руке – этот головной убор помогает зрителю идентифицировать главного героя сцены. На втором плане мы видим две фигуры: первая из которых держит офицерскую фуражку – Тадеуш Костюшко, а вторая – Павел I, который решает освободить Костюшко из-под плена на определённых условиях. Павел I держит за руку молодого революционера, тем самым ведя Тадеуша на волю. На заднем плане мы видим ещё одну незначительную фигуру – сопроводителя Павла I.

Также в верхнем левом углу мы видим окно за решёткой, которе символизирует надежду и свободу для Польского народа. Но эта свобода остается всё ещё надеждой для автора.

«Император Павел Первый освобождает Тадеуша Костюшко из тюрьмы», Ян Дамель
«Император Павел Первый освобождает Тадеуша Костюшко из тюрьмы», Ян Дамель

Художник изображает Тадеуша экспрессивно. В нём читается обилие эмоций: с одной стороны это чувство печали, оттого, что он больше никогда не сможет вернуться на свою родину, а с другой стороны – это радость из-за того, что за его жертвой будет стоять большое число спасённых жизней,. Заключённые будут освобождены из-под стражи, если Костюшко согласиться на условия Императора.

Эта картина была написана на закате жизни художника, когда тот уже после ссылки обосновался в Минске. Этим живописным полотном художник показывает не просто историческое событие, но также с помощью художественного языка он показывет своё желание возродить Великое Княжество Литовское, он отдаёт дань уважения великому человеку, который выступал за независимость своего народа.

Также художник стремится изобразить Павла I, как положительного персонажа, ведь им руководили добрые намерения.

Борьба Костюшко за свободу своего народа принесла ему почести и дань уважения во всем мире. После высылки из Польши Тадеуш отправляется в Швецию, а затем в Англию, где он проводит шесть месяцев, не торопясь, прежде чем отправиться через океан в Соединенные Штаты.

Костюшко и свита польских офицеров прибыли в Лондон в конце мая 1797 года, и они пробыли там несколько недель, прежде чем отплыть в Филадельфию 19 июня. В это время русский царь направил чрезвычайные распоряжения в Лондон, где русский министр организовал физическое обследование Костюшко командой из десяти выдающихся британских врачей, включая личного врача короля Англии. После осмотра в июне 1797 года врачи написали и подписали пятистраничное письмо, в котором сообщали о состоянии Костюшко и предписывали ему лечение: «Генерал Костюшко получил ранение в нижнюю часть задней головы тупой саблей, которое одновременно ушибло и, скорее всего, рассекло нерв… Паралитическое состояние бедра и ноги объясняется другим ранением, полученным им в то же время в бедро казацкой пикой. – Этот инструмент проник так глубоко, что разделил или сильно повредил седалищный нерв».

Пока Костюшка был в Лондоне, прославленного генерала посетили многие видные граждане, в том числе и Бенджамин Уэст. Визит Уэста 7 июня был описан английским пейзажистом и писателем Джозефом Фарингтоном в его дневниковой записи за 8 июня 1797 года:

«Уэст видел генерала Костюшко вчера. Он пошел с доктором Бэнкрофтом и Трамбуллом – Генерал лежал на кушетке, на голове у него была черная шелковая повязка, и он рисовал Пейзажи, что сейчас является его главным развлечением. Он говорит по-английски, на вид ему около 45 лет, рост около 5 футов 8 дюймов. Одна сторона его тела парализована – эффект пушечного выстрела, пролетевшего над ним. У него было два удара в спину и один удар в голову....Он остановился в отеле на Лестер-Филдс, бывшем доме Хогарта. Уэст показал мне маленькую картину, которую он вчера начал рисовать по памяти о Костюшко на Кушетке. Очевидно, Костюшко отказался позировать для портрета Уэсту или любому другому художнику, или даже позволить им нарисовать его портрет. Хотя Уэст (как отмечает Фарингтон) написал настоящую картину по памяти в своей мастерской, детали декорации и сам польский гость довольно правдоподобны, и поэтому работа, вероятно, предлагает достаточно точное отражение реальности».
Бенджамин Уэст «Генерал Тадеуш Костюшко»
Бенджамин Уэст «Генерал Тадеуш Костюшко»

На портрете Уэста Костюшко лежит на кушетке, оберегая раненую спину и бедро. Костыль, прислоненный к стене слева, подчёркивает, что главный герой картины идёт на поправку. На миниатюрной табуретке, на переднем плане лежит польская офицерская фуражка, которая указывает на национальность сидящего. Также на этой табуретке видна церемониальная шпага, подаренная Костюшко группой английских вигов. Книги и бумаги, небрежно разбросанные по маленькой комнате – некоторые, вероятно, пейзажные наброски, упомянутые Фарингтоном и другими, – наводят на мысль о развлечениях больного.

Если посмотреть на задний план, то мы увидим окно, за которым ясный день с видном на собор Святого Павла. Этот вид локализует сцену и помещает ее во время краткого пребывания Тадеуша в Лондоне. Бенджамин ранее использовал этот городской пейзаж в недавней работе «Пьяный извозчик».

Драматическая поза Костюшко, с одной рукой, прижатой к забинтованному лбу, наводит на мысль о задумчивости и меланхолии, но также напоминает об ослабленном здоровье. Этот жест намекает на повторяющиеся головные боли, которые он испытывал в результате своих боевых ранений, и в более общем плане вызывает романтическое представление о «побежденном лидере»: доблестном герое, который приложил огромные усилия в борьбе за независимость не одного государства. Этот портрет был написан с акцентом на внутренние переживания великого человека, за плечами которого не мало побед.

Уэст написал этот трогательный и сочувственный портрет не по заказу, а чтобы удовлетворить свое личное восхищение и уважение к Костюшко как к настоящему современному герою.

Портрет Тадеуша Костюшко, написанный Бенджамином Уэстом значительно отличается от прежних работ автора. Это живописное полотно отличается от его прежних работ художника, посвящённые историческим личностям. Он отказывается от помпезных батальных сцен и изображает живую легенду в бытовой обстановке, не скрывая его уязвимое состояние. Он пишет портрет с восхищением и с помощью постельных тонов передаёт свои тёплые чувства к Костюшко, как великому революционеру Америки и Польши. Несмотря на политическую обстановку он больше не делает в своей работе символический подтекст, а изображает Костюшко таким, какой он есть, в хорошем свете и с улыбкой на лице, что говорит о величественности этого человека: несмотря на раны и поражения в Польше – он оправляется от ран и несёт в себе символ революции. В этом портрете можно заметить, как художник отходит от классицизма и обращается к романтизму.

Когда Костюшко со своей свитой путешествовали по Европе и территории США, их встречали граждане, дарили подарки и почетные грамоты. Портреты Костюшко гравировались и широко продавались. Так же поступали медальоны, кольца, посуда и другие предметы с изображением героя или его инициалами.

Предметы с изображением Костюшко
Предметы с изображением Костюшко

В 1798 году вернулся в Европу и долгое время жил во Франции, а после Венского конгресса и до своей смерти в 1817 году — в Швейцарии.

Улица, названная в его честь, найдется в каждом польском городе и деревне, начиная от Татр и заканчивая побережьем Балтийского моря. Памятники ему стоят в Вашингтоне и Вест-Пойнте, Швейцарии и Польше. Его имя носит самая высокая гора в Австралии, а также странный курган неподалеку от Кракова. Его портрет оказался даже на борту подводной лодки капитана Немо «Наутилус».

Таким образом, сравнивая некоторые произведения искусства, мы можем увидеть, как художники стремились по-разному изобразить некоторые исторические события, связанные с именем Тадеуша Костюшка. Мы видим, как меняется художественный язык художников. Например, если сравнивать такие произведения искусств, как «Присяга Тадеуша Костюшко на рыночной площади в Кракове 24 мая 1794» Войцеха Коссака и «Присяга Т. Костюшко на Краковском рынке», автором которого является Франциск Смуглевич, то можно заметить явные изменения в композиционном построении, используется совершенно разны колорит и меняется отношение к самому событию. Смугливич отдаёт предпочтение самому событию, как факту, а Войцех акцентирует своё внимание на личности. Коссак стремиться передать сильный характер Тадеуша через его позу, и главное, жест, который символизирует клятву перед всем народом.

Также изображение Тадеуша Костюшко не всегда несёт за собой батальный или исторический характер. Например, Войцех Коссак изображает Костюшко, как сильного человека со стальным стержнем в контексте исторического события. А Бенджамин Уэст пишет знаменитого генерала совершенно в другом свете: слегка больного, уязвимого и чувствительного. Но всё же Уэст не изображает Костюшко хилым и подавленным, напротив, в своей картине художник стремиться показать, что даже такой невероятный человек, как Тадеуш такой же, как и все: со своими физическим и душевными ранами, со своим хобби и со своей историей.

Образ Тадеуша Костюшко в изобразительном искусстве многогранен и непредсказуем, каждый творец передаёт его по-своему и вкладывает в свою работу разный смысл.