Коленопреклоненного солдата на воинском кладбище в Стрыю я помню с детства. Видела его последний раз семь лет назад. Признаюсь, у меня были подозрения, что в этот мой приезд свидание с каменным солдатом не состоится. Думала, снесли его.
Так же, как еще до майдана, во времена президентства Ющенко, снесли другого солдата с ребенком на руках со стрыйской площади.
Местные депутаты тогда заявили, что памятник «уродует площадь 18 века, символизирует милитаризм и негативно влияет на формирование национального сознания».
Теперь историческое место украшает пустой постамент с тризубом.
Но вернемся к кладбищу. Почему это первое место, куда я иду, когда приезжаю в родной город, думаю, объяснять не нужно - там родные могилы.
А сектор воинских захоронений находится почти в центре старой части городского кладбища. Его не обойти никак. Вот и подхожу к солдату обязательно, кланяюсь ему.
К счастью, скромный монумент стоит на месте, и даже постамент побелен. За семь лет, что не виделись, сбоку от солдата появилась новая аллея захоронений погибших в АТО.
А сразу за свежими крестами памятников идут старые захоронения солдат и офицеров Советской Армии.
Их, к счастью, не снесли, даже звезды на месте. И вот такую надпись не декоммунизировали и не стерли.
Есть совсем ветхие и покосившиеся памятники. Есть хорошо сохранившиеся, как вот этот памятник Герою Советского Союза Вагурину Александру Андреевичу.
И даже металлическая табличка от однополчан на месте.
А дальше целое поле надгробных плит погибшим уже после войны, вплоть до 1954 года.
Вот несколько надгробий крупным планом.
Памятники разрушаются, еще немного - исчезнут вовсе. А вместе с ними и память, как говорится, канет в Лету.
Неподалеку от могил советских солдат совсем новый мемориал сечевым стрельцам, погибшим в 1917 году. Семь лет назад его еще не было. Белые безымянные кресты в несколько шеренг выглядели, должно быть, красиво. Я же застала такую картину.
Какой-то вандал, которого сразу и задержали, повалил 60 крестов. Деяние возмутительное и отвратительное. Тут и обсуждать нечего.
В общем, старое разрушается от неучастия рук человеческих, новое разрушается руками человеческими. Есть во всем этом то ли мистика, то ли, как у Твардовского, и «чрезмерная о вечности забота», и «чрезмерная забота о забвенье». Почему-то вспомнилось это стихотворение поэта.
(Начало темы «Из Николаева в Прикарпатье. Город Стрый…»)