Найти тему
Киноа: кино + архитектура

5 неочевидных фильмов про поезда 🚄 ко Дню железнодорожника: «Остановился поезд» (1982)

Очень редкий и потому очень ценный пример идеального фильма – идеального во всех отношениях. Правда жизни – пожалуйста: после железнодорожной аварии жители маленького городка покрывают свою безалаберность и друг друга.

Точные выхваченные типажи – тоже по адресу: простые рабочие-путейцы, типичная тётка-чиновница (Нина Русланова), типичный ветеран труда, который всё делает по наитию, а не по инструкции (Михаил Глузский), беспринципный журналист (последняя и крайне удачная роль Анатолия Солоницына) и совершенно изумительный следователь в исполнении Олега Борисова, за которого болеешь, которому симпатизируешь и которому искренне сочувствуешь.

«Когда мы с Вадимом Абдрашитовым работали с таким актером, как Олег Иванович Борисов, он нам говорил: не надо ничего объяснять, я все сам считываю — с вас и со сценария. Так что талантливому актеру достаточно дать направление», — вспоминал сценарист фильма Александр Миндадзе.


Здесь есть место и социальной критике, и разговорам по душам, и увлекательному расследованию: в фильме настолько умело нагнетается саспенс, что в какой-то момент смотришь его как самый настоящий детектив. А модный электронный саундтрек от
Эдуарда Артемьева выводит финал сего действа на уровень большой трагедии, навевающей мысли о судьбах большой страны, где царят беспорядок, расхлябанность и разгильдяйство.

🚃 5 неочевидных фильмов про поезда ко Дню железнодорожника: Магистраль 🚃 Дополнительный прибывает на второй путь 🚃
Подземка 🚃 34-й скорый 🚃

Следователь Герман Ермаков (Олег Борисов) пытается докопаться до правды
Следователь Герман Ермаков (Олег Борисов) пытается докопаться до правды
Его идейный антагонист - журналист местной газеты Игорь Малинин (последняя роль Анатолия Солоницына)
Его идейный антагонист - журналист местной газеты Игорь Малинин (последняя роль Анатолия Солоницына)
На допросе
На допросе

Естественно, Миндадзе внимательно читал Чехова: допросы в кабинете следователя один-в-один напоминают диалоги из рассказа «Злоумышленник». Можно даже провести любопытную параллель между инсценировкой этого рассказа актерами БДТ Басилашвили и Лебедевым (1973 г.) и игрой Олега Борисова, много лет работавшего в том же театре.

Поэтому на примере фильма «Остановился поезд» можно бесконечно (и не смешно) шутить о том, как «остановился поезд социализма», общо рассуждать о кинематографе как зеркале эпохи, постфактум делать выводы о том, как этот фильм предвосхитил «Перестройку», но игнорировать Чехова, по меньшей мере, недальновидно. Проблема разгильдяйства и безответственности (и не только на железной дороге) намного старше СССР и простирается намного дальше от его границ.


В фильме «Остановился поезд» каждая пауза на своем месте, а каждая деталь работает на сюжет и атмосферу. Здесь просто нет ничего случайного, лишнего – будь то облупленная краска, умывальник в гостинице или фикусы в больнице.

Декорации, мизансцены, костюмы, цвета – всё просто, естественно, без всяких нарочитых стилизаций и оригинальничания. При этом работа над художественным обликом города, где разворачиваются события, велась, и немалая.

Художник-постановщик фильма Александр Толкачев позже вспоминал в своей книге:

Очень давно, работая над фильмом «Остановился поезд», мы столкнулись с проблемой отсутствия в городе Серпухове (где мы снимали) здания, мало-мальски годящегося для объекта «Гостиница». Проблема оказалась настолько серьёзной, что мы уже отчаялись что-либо придумать. Придумка пришла, как ни странно, не ночью, а ярким солнечным утром. На площади стоял (он цел и поныне, его даже «улучшили») довольно большой «павильон», приспособленный под магазин «Детская обувь», и я обратил на него внимание в плоскости нашей проблемы.

Здание было смешное, очень советское, с колоннами, балюстрадой и арочными окнами, но одноэтажное и какое-то лилипутское. Подумалось: если быстренько сгородить на крыше кусок стены с окнами, «намекнув» этим на двухэтажность здания, добавить вывески и другие «причиндалы», то домик, пожалуй, может «сканать» за гостиницу. Написал эскизик, чем убедил себя и товарищей в возможности такого решения. Так и сделали, так и сняли.


На мой взгляд, «Остановился поезд» – это лучшая работа в фильмографии
Вадима Абдрашитова, и говорить о ней уж точно конструктивнее с художественных позиций, а не ворча по-старчески про вечную «полку» и пресловутую советскую цензуру, несмотря на которую (как всегда, «вопреки») фильм заслуженно получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

Приятного просмотра! С обещанной пятеркой фильмов про поезда я закончила, но тему окончательно не закрываю, ведь поезд в кино – неисчерпаемый источник вдохновения.