Приветствую всех, всех, всех!
Приношу извинения за молчание, " заболел" ноут. Теперь он ожил и можно возобновить работу.
Продолжаю делиться историей жизни Н.В. Калинина, участника событий 20-го века, ставших историей великой страны.
Сегодня о взятии Турецкого вала и освобождении Крыма в 1920-м году пишут очень мало. В основном, это рассказы о крахе белой армии, Деникине и Врангеле. Я же хочу вам поведать не столько о трагических событиях гражданской войны, о столкновении на полях брани двух идеологий, а донести воспоминания участника тех событий кавалериста Первой конной, красного командира Н.В. Калинина.
Взятию Перекопа - "нового Вердена", как заверяли военные инженеры, представители Антанты в штабе Врангеля, предшествовали упорные бои за плацдарм на левом берегу Днепра в направлении Крымского перешейка. Именно в составе 51-ой дивизии Блюхера, переброшенной с Восточного фронта после победы над Колчаком, дед стал непосредственным участником тех далёких событий.
Дед писал, что активные бои за Каховку противник начал в сентябре 1920-го года. Перейдя в наступление при мощной поддержке танков, авиации и артиллерии, войска Врангеля пошли в наступление. Завязался жестокий бой. В городе рвались бомбы, гремела артиллерийская канонада, на окопы шли танки и пехота. Некоторым танкам, которые красным бойцам были в диковинку, удалось прорваться. Но растерянность была недолгой. Артиллерии красных удалось отсечь огнём пехоту противника и танки захватить. Постепенно темп наступления белых стал слабеть и Красная Армия перешла в контратаку.
Для преследования отступавших врангелевцев была создана кавалерийская группа под командованием Юшкевича, в которую вошли 51-й кавполк, в котором дед был командиром 1-го эскадрона, а также огневая бригада. Началась подготовка к штурму Перекопа. В окопах оставались незначительные силы, а остальные бойцы учились преодолевать проволочные заграждения, используя ножницы, топоры, соломенные маты, перекидные мостки и доски.
С командирами подразделений проводились тактические занятия. А командующий Южным фронтом М. В. Фрунзе лично принимал участие в таких же занятиях для командиров соединений. В войсках ждали призыва - "Даёшь Перекоп!"
Бои продолжались. В одном из них под Натальино 27-го октября вражеская пулемётная очередь оборвала жизнь командира кавгруппы Юшкевича. Калинин принял командование на себя и повёл полк вперёд преследовать и добивать беляков... Бойцы и командиры в яростной атаке беспощадно били врангелевцев из пулемётов, рубили клинкамии, добивая, кололи пиками. Они мстили за смерть любимого командира, погибшего на их глазах. К исходу дня кавгруппа овладела Чаплинкой, враг был разбит, оставив на поле боя много раненых и убитых. Было также захвачено много трофеев и пленных.
Ночью приехал начдив Блюхер и потребовал доложить об обстановке, о боевом состоянии полка, о наличии боеприпасов и о питании бойцов и командиров. После доклада деда, временно исполнявшего обязанности комполка, Блюхер попросил рассказать о гибели Юшкевича, с которым комдив дружил и о смерти его глубоко сожалел. "Оплакивать некогда! "- сказал Блюхер." В память о командире - даёшь Перекоп!"
Продолжение следует...
СПАСИБО, ЧТО ЧИТАЕТЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!