Неудобные вопросы - тема, подброшенная мне моей подругой-учителем. У меня две категории неудобных вопросов:
Вопросы личного характера.
Вопросы, на которые не знаешь ответа.
С личными вопросами все достаточно просто. Меня спасает чувство юмора и умение не поддаться на провокацию, если она есть. Например, на вопрос о моей зарплате могу сказать, что работаю за идею или интересуюсь, не хочет ли ребенок трудоустроиться на будущей неделе. Я никогда не впадаю в роль морализатора, который, насупившись, бубнит о неприемлемости таких уточнений. Чаще всего дети спрашивают из природного любопытства и незнания личных границ. Злого умысла в таких вопросах нет. Если он есть, то отреагировать всегда просто обычным: "я не обсуждаю это". И всё. Точка. Никаких эмоций.
То ли дело вопросы, на которые ты не знаешь ответа. О, это моя любимая категория! Как бы я ни готовилась к урокам, сколько бы ни читала биографии писателей, обязательно найдётся ученик, который спросит то, о чем я не могу сказать наверняка. Могу предложить, но не более. Вот как быть?
Знаете, я никогда не выстраивала у себя образ ходячей энциклопедии. Я всегда честно говорю, что мои знания предмета несовершенны, и это нормально. Я знаю очень много, но могу не ответить сходу значение слова "дурра" (не путать с ругательством). Или могу забыть имена дочерей Л.Н.Толстого. Выпадает что-то из головы, и вспомнить не удаётся. Иногда вместе с детьми смотрю словарь. А могу сказать: "Слушай, это отличный вопрос, и я сейчас не знаю на него ответа! Давай каждый его поищет после уроков, а завтра сравним результаты?" Главное действительно его искать.
Не могу сказать, что это абсолютно правильно. Наверное, образ всезнающей мудрой совы - это великолепно, и заставляет уважать. Но мой подход тоже не кажется мне плохим. Он честный! А честность детей подкупает.
А вы задавали неудобные вопросы учителям? Как они реагировали?