Найти тему
Под зонтиком

Необыкновенный самолет времен СССР от Аэрофлота. Удалось увидеть вблизи М-15 «Бельфегор»

Единственный в мире турбореактивный сельскохозяйственный биплан, как отщепенец, среди прочих махин советского авиамира. выделяется и внешним видом и техническими характеристиками.

Самолет доживает свой век на поле музея Гражданской авиации города Ульяновска и. я, продолжаю рассказывать про наиболее интересные экземпляры авиатехники, которые мне приглянулись.

Предлагаю к прочтению:

Зачем Н. С. Хрущев заставил перенести двигатели при создании «Кастрюли» (Ту-124). Удалось увидеть, что находится внутри самолета

Малыш «Бельфегор» впервые взлетел в небо в конце весны 1973 года. Испытать технику, было доверено Людвигу Натканецу, малоизвестному летчику испытателю. Через 3 года самолет прозвали «Бельфегор», за его несуразный внешний вид и вой двигателя, который и сделал самолет столь известным во всем мире.

-2

«Бельфегор» изготовлялся на заводе Польши в городе Мелеце по заказу Советского Союза, а испытан был на юге Кубани и Краснодарского края.

Разработчиком самолета был советский авиаконструктор Р. А. Измайлов. Риамир Адамович работал в Польше консультантом ОКБ, как раз в городе Мелеце, где и был изготовлен этот самолет.

Интересные факты про создание самолета:

-3
  • Самолет, первый в практике самолетостроения с такой конструкцией двигателя.
  • Не совсем удачный проект авиатехники изготовленный для сельского хозяйства был применен в народном хозяйстве. Было принято решение использовать баки для химикатов при тушении лесных пожаров, наполняя их водой. Все закончилось лишь проведенным испытанием.
  • При проектировании самолета он был сделан бипланом, в целях сокращения взлетной скорости, также у самолета пришлось вынести на крылья баки.
  • Впервые при проектировании самолета были использованы такие конструкции, как гидровесы, с их помощью можно было определить, сколько химикатов осталось в баках. Также одной из новинок при проектировке самолета было наличие в нем установки дополнительного двигателя, на случай сбоя основного.

Из технических характеристик самолета следует:

Размах верхнего крыла — 22,4 м

Размах нижнего крыла — 16,43 м

Длина самолета — 12,72 м

Высота самолета на стоянке — 5,34 м

Взлетная масса — 5650 кг, если пустой — 3090 кг

Максимальная скорость — 200 км/ч

-4

В России сохранилось всего два таких самолета — в Ульяновске и в Минино. Находясь в ульяновске можно даже заглянуть в кабину пилота, что я и сделала.

В июльском номере журнала Моделист Конструктор за 1981 год есть очень хорошая статья П. Комарова под названием «Реактивный над колхозным полем», где приведены технические характеристики техники и чертежи данной модели.

Из этого источника известно, что самолет имеет четыре цвета окраски: белый, светло-серый, красный и синий, что хорошо обозначено на рисунке из журнала.

-5

Зачем сельскохозяйственному самолету нужен реактивный двигатель? Все дело в том, что благодаря этой конструкции самолет мог вместить высокопроизводительную аппаратуру распыления.

иллюстрация из журнала Моделист Конструктор за 1981 год
иллюстрация из журнала Моделист Конструктор за 1981 год

Необычностью разработки явилось разделение деятельности работы верхних и нижних крыльев. Верхние крылья самолета стали мощнее, а нижние смогли принять сыпучие и жидкие химикаты, предназначенные для обработки полей.

В кабине самолета мог находиться пилот и чуть дальше за его спиной механик. Всего было выпущено 175 самолетов.

Все мои статьи можно посмотреть здесь . Буду признательна за лайк и подписку, делитесь в соцсетях. Всем добра и большое спасибо!)

Мой канал на Youtube , а также Инстаграм-аккаунт и группа в контакте "Под зонтиком"