Елена и Дмитрий Михеенковы три года назад открыли в Гомеле антикварный салон. Собранные в одном месте почти 2000 старинных предметов — это своеобразный манифест против скоротечной моды. А ещё повод для долгих разговоров по душам. Удивительно, но коллекционеры готовы часами обсуждать с посетителями антикварные находки, и «Белка» этой возможностью, конечно же, воспользовалась.
УНИКАЛЬНОЕ БЛЮДО MEISSEN PORZELLAN
— Это блюдо приобретено в 2005-м году, на заре нашего увлечения антиквариатом, — начинает рассказ Дмитрий. — Мы тогда мало что знали о фарфоре, ничего не смыслили в клеймах, производителях и прочих нюансах. Приобрели блюдо исключительно потому, что нам понравилось, как оно выглядит. Исполнение качественное, сохранилось хорошо, на вид 1970-х годов выпуска — на том и порешили.
Оказалось, это блюдо XIX века известнейшей немецкой фирмы «Мейсен». Обратите внимание на фирменную шлифовку на оборотной стороне, по центру: на эмблеме изготовителя имеется дополнительная черта. Их может быть и две, и три — такие пометы называют «двойки» и «тройки». У нас, стало быть, «единица». Без лупы, конечно, не разберёшь.
Со временем хозяева выяснили, что пометы «Мейсен» и другие марки делают на отбракованной продукции. Количество чёрточек на эмблеме сообщает об этапе, на котором закончено производство изделия. Несмотря на то что среднестатистический покупатель не заметит дефекта, фарфоровые дома, дорожащие своей репутацией, никогда не позволят себе выпустить в продажу посуду ненадлежащего качества. В данном случае дефект обнаружился на этапе обжига, о чём и свидетельствует «единица». То есть блюдо отбраковали ещё не расписанным.
— Значит, рисунок выполнен не мейсоновскими мануфактурными художниками?
— Да, поэтому такое блюдо и стало уникальным. Рисунок сделал ремесленник, которому посуда попала в руки после списания.
Осторожно, боясь зацепить что-нибудь, двигаемся по магазину дальше. Всего здесь три больших зала. Кстати, ощущение, что ты в магазине, пропадает. Кажется, будто бы ходишь по частному музею. Удивительно, что все эти вещи можно купить, чтобы использовать в быту или любоваться каждый день за чашкой кофе. Как, например, этими панно.
ПАРНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ ПАННО И ВАЗЫ
— Эти панно тоже гораздо старше, чем может показаться на первый взгляд, — включается в беседу Елена. — В середине XX века в изобразительном искусстве было распространено подражание деревенскому стилю прошлого, поэтому отличить работы этого периода от «первоисточников» довольно проблематично. Уже вернувшись домой, мы разглядели на одном из панно подпись: «Беккер, 1899 год». Что характерно, на втором панно такой надписи нет, хотя шли они в комплекте. Сейчас это почти забытая практика, а раньше многие предметы интерьера изготавливались и продавались парами. В этом была известная символика: люди, может, потому и жили в согласии, что ею себя окружали, в том числе, в быту.
Подкрепляет теорию и ваза 1842 года. Внешний цвет — розовый — символизирует мужское начало, голубой — женское, всегда спокойное, глубокое, вдумчивое.
— Оба начала присутствуют в каждом человеке — разница в их соотношении, — объясняет Дмитрий.
— А бывает так, что вы приобрели предмет, а внутри нашли что-то ещё более ценное? Например, записку в ящике стола?
ТАЙНИК В ПРИКРОВАТНОЙ ТУМБОЧКЕ И ЧЬЯ-ТО КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ
— Однажды мы купили прикроватную тумбочку с фарфоровой нишей внутри. Её, как и любую только что приобретённую вещь, требовалось очистить от грязи и пыли. Когда настала очередь корпуса, обнаружился небольшой зазор между фарфоровой стенкой ниши и задней деревянной стенкой тумбочки. Вряд ли там задумывалось какое-либо углубление — скорее всего, это просто конструктивная особенность тумбочки, — начинает Елена.
— Внешне углубление незаметно, но туда достаточно легко залезть рукой, что мы, собственно, и сделали. Нащупали верёвочку, потянули — и достали блокнот с записями о денежных поступлениях в фонд некой организации.
Обратите внимание на даты: 13 апреля 1945 года, 14 апреля… Война ещё идёт.
На этой фотографии, надо полагать, запечатлены члены организации.
А это открытка из Лурда — места паломничества католиков, на обороте которой — пожелание удачи в свершениях.
— Кто эти люди и чем они занимались, доподлинно установить невозможно, — говорит Елена. — Но судя по всему, фонд, на который перечислялись средства, принадлежал тайному обществу, или, вернее, нелегальному политическому объединению во Франции. Скорее всего, запрещённому — социалистического или коммунистического толка. Иначе зачем они стали бы скрывать свои счета?
Хозяева говорят, что таких находок много. К сожалению, не хватает времени всеми ими заняться. Как-то раз они обнаружили в антикварном столе серебряные браслеты и монеты общим весом на килограмм.
— Представляете, какой скандал случился бы на таможне, провези мы этот стол через границу? Нет, вы, конечно, всё равно о нас написали бы, но уже по другому поводу, — шутит Дмитрий и подводит нас к столу, где расположились хоть и изящные, но обычные на первый взгляд миниатюры. Однако и здесь не обошлось без истории.
МИНИАТЮРЫ НА КИНОПЛЁНКЕ И СТЕКЛЕ ОТ КАРМАННЫХ ЧАСОВ
— Покупая эти миниатюры, мы даже представить не могли, что на скользкой целлулоидной киноплёнке можно изобразить нечто подобное. Для сравнения: вот эта, выполненная на слоновой кости, визуально практически неотличима от первой.
Дмитрий рассказал, что изделия меньшего размера более ценны как раз потому, что изобразить сюжет на такой скромной площади сложнее.
— Обратите внимание на рамку, в которую заключена миниатюра: качественное дерево, латунная окантовка. Дешёвое, малоценное изображение в такую рамку не поместили бы.
Или вот — миниатюра на стекле. Его специфический диаметр и вогнутость показывают, что это стекло от карманных часов, естественно, не приспособленное для росписи.
Пока не достанешь из рамки, не увидишь оборотную сторону своими глазами, не поверишь. Кстати, о часах.
БРОНЗОВЫЕ ЧАСЫ
— Однажды хозяева родового поместья в Тулузе распродавали имущество. Дом перешёл в наследство, а у новых собственников своё жильё — так обычно и бывает. Эти часы стояли на камине в одном из спальных покоев и были глухого чёрного цвета — как мы тогда думали, от копоти и ржавчины, — вспоминает Елена. — Другие такие же часы, но с уцелевшим покрытием, только что забрали. Мы поняли, что оплошали, расстроились, но решили купить хотя бы эти. Фирма знаменитая, 1855 год, бронза. Тяжёлые — одной рукой не поднять.
И каково же было наше удивление, когда под слоем грязи обнаружилась оригинальная, нетронутая позолота! Потребовалось много времени, чтобы очистить часы целиком, но оно того стоило: перед нами изделие, не проходившее реставраций, в своём первозданном виде. Ещё лучше, чем те, первые часы.
Хозяева обращают внимание на символику: лавровый лист — атрибут мужества и героизма, дельфин — дружбы, любви и морской стихии.
— В прежние времена даже такие предметы интерьера, как часы, выполнялись под заказ, и готовое изделие было плодом совместного творчества изготовителя и заказчика, — говорит Дмитрий.
Знаменитые мастера имели собственную печать, которая тоже своего рода произведение искусства. Например, печать на ящике этого стола изображает столяра за рубанком. Невооружённым глазом сюжет не разглядеть — нужна лупа.
— А хотите, музыку включим? — предлагает Дмитрий.
АНТИКВАРНЫЙ ПАТЕФОН
— Этот патефон пользуется особой популярностью у наших клиентов. Ставим пластинки Утёсова, Шаляпина, Виноградова, Эдит Пиаф, — говорит Елена. — В своё время он практически не эксплуатировался: механизм здесь оригинальный, швейцарский — кстати, очень редкий.
К слову, к патефону идут вот такие головки патэ с сапфировой иглой. Выпущен аппарат в 1910-1914 году. Работает прекрасно, выглядит тоже.
— Знаете, сегодня люди часто распродают «бабушкину» мебель, которая служила десятилетиями, за копейки и покупают заводскую, без истории и души, которая развалится через пару лет, — говорит Дмитрий.
— Наверное, тяга к приобретению и накопительству — в человеческой природе. Но нам непонятно, зачем людям такое новое. Это всё иллюзия, пустота.
А если дома пустота, в душе тоже будет пусто, — добавляет Елена.
— Украшайте свой дом красивым интерьером, ведь дом — это уголок, где после трудового дня мы можем окунуться в сказку блаженства и душевной радости от уюта, который создадим своими руками. Это одно из тех мест, где мы сами можем стать Творцами своего счастья, — заключает Дмитрий.
Антикварный магазин «Ренессанс» расположен на улице Ириниской, 5
В эти дни во дворце Румянцевых и Паскевичей работают три выставки из собрания супругов Михеенковых — массивной мебели с кованой фурнитурой «Охотничий стиль в интерьере XIX века», французских кукол «Мадемуазель Анжу» и предметов интерьера «Стиль эпохи Людовика ХV и Людовика ХVI».