Найти в Дзене
Плоды раздумий

"Книжные дети"

После майских праздников в школе с трудом справлялись не только с нерадивыми учениками, но и с отличниками. Все чувствовали, что скоро каникулы. Запах цветущих садов, сирени, влажной травы на газонах будоражил и взрослых, вечером в городском парке и в небольших сквериках местного масштаба на лавочках не было мест, все жили ожиданием лета.

Чук и Гек возвращались из школы, они были горды своими прозвищами, которые они носили уже целый месяц с легкой руки их новой учительницы Анны Даниловны, на самом деле их звали Витя Чурилов и Антон Герасимов, но прозвища накладывали на них определенные обязательства, ведь их частенько спрашивали, что знают они о Гайдаре, какие его книги читали. А поначалу они вообще не знали, кто он такой. Ведь в классе, кроме Валюши Морозовой, книг никто не читал, а теперь все знают и про Тимура, и про Мальчиша-Кибальчиша, и они уже почти все книжки Гайдара перечитали.

Переходя перекресток, они вдруг увидели впереди бабушку с их подъезда она несла два больших тяжелых пакета и ей было очень тяжело.

– Давай догоним и поможем сказал, – сказал Чук.
– Зачем, все же в подъезде знают, что она вредная.
– Да, ты явно не Тимур.
– Мы же не должны весь всем помогать.
– А мы всем и не поможем, а только этой бабушке. Мне лично она ничего плохого не сделала, зимой правда сказала, чтобы я вытащил шапку из кармана и надел, наверное, она видела, как я её снял и в карман положил, но я и не обиделся, даже послушался, холодно было.

Они догнали бабушку и взяли в руки по пакету, они сегодня ходили в музей, поэтому ранцев с собой не брали, дойдя до подъезда, сделали перерыв.

– Ну, молодые люди, давайте знакомиться, меня зовут Надежда Дмитриевна, а вас?– Вспомнив недавно просмотренный фильм, ребята неуклюже свели вместе ноги и наклонили головы. И представились сразу оба:
– Чук и Гек? – старушка рассмеялась:
– А кто есть кто?– спросила она.
Гек сказал:
– Я Гек, а он Чук, это нас учительница так зовёт, потому что он Чурилов а я Герасимов. – Это, конечно, интересно, но лучше назовите свои имена.

Они ещё раз попытались показать свое умение знакомиться, но ноги им не подчинялись, и они огорченно сказали:

– Я Витя!
– А я Антон!
– Ну пойдемте, я вас чаем напою, и она пошла вошла в подъезд.

До второго этажа они быстро дошли и даже не устали, в квартире было светло и уютно они разулись и отнесли пакеты на кухню, на столе стояла большая вазочка с конфетами, это и заставило их задержаться. Они и предположить не могли, чем закончится для них этот визит.

Хозяйка посадила их лицом к двери и им было видно, что в комнате расположены полки с книгами под самый потолок. За чаем они похвалились:

– А мы теперь книжки читаем, особенно Гайдара, – рассказали они и про противного Игоря Прошина, которого Анна Даниловна обозвала Ванькой Жуковым, – а мы считаем, что она несправедливо Ваньку обидела, он же не виноват, что Прошин своего адреса не знает.

Надежда Дмитриевна долго смеялась, а потом спросила:

– А что, вы теперь и Чехова читаете?

– Да, после “Ваньки Жукова” все стали “Каштанку” читать, а мы с Геком самые первые дочитали.

– Понравилось?

– А то! – восторженно воскликнул Гек, – а можно мы ваши книжки посмотрим? – Пойдемте, я покажу какая полочка вам будет интересна, я сегодня вам дам две книги, если хотите читать, она достала Вите книгу Короленко, а Антону достался Паустовский.
– Как прочитаете – обменяйтесь, а потом я вам дам другие. Но в гости можете приходить хоть каждый день.
– Надежда Дмитриевна, –сказал Чук, – а вы нам говорите, когда в магазин собираетесь, мы вам будем помогать.
– Давайте мы вам свои телефоны оставим, запишите, – предложил Гек.

С той поры и возникла это дружба между мальчиками и Надеждой Дмитриевной, они стали своего рода тимуровцами по отношению к соседке, порой они пропадали у неё часами, рассказывая о школе, о семье, о прочитанных книгах. Они были при ней , как два рыцаря при средневековой даме, а сколько книг они успели прочитать, не счесть. Сначала они сами помогали пожилой женщине, а потом ее часто брали с собой в магазин родители, которые чаще всего ездили на машине, чтобы набрать продуктов на неделю. Не чурались ребята и работой по дому, то окна вымоют, то на антресолях разберут.

Но больше всего любили они задушевные разговоры за чаем, они копили карманные деньги всю неделю, чтобы в выходной купить торт и пойти к Надежде Дмитриевне. Они знали они её фамилию – Бадигина, но не предполагали, что был в далеком для них двадцатом веке удивительный человек и писатель, Константин Бадигин, нет, он не был ее родственником, но она его любила, ведь про него самого можно было книги писать.

– Он разлучил меня с сыном, – пожаловалась она мальчикам.
– Как так? – удивились они.
– Читая его книги и книги о нем самом, он “заболел морем”, и после школы сразу уехал поступать в мореходку, а теперь уже капитан первого ранга, и внук курсант, последний год учится, но вижу я их очень редко, вот только по скайпу и и общаемся.
–У вас ноутбук есть?
– Да, я же на нём работаю.
– Работаете? – удивились ребята.
– Да, хотите покажу? – она открыла им какую-то страницу в ноутбуке и показала им рекламу, сказав, что все это она сделала сама. А затем она открыла какую-то программу и сказала, что в этой программе есть всё, чтобы научиться графическому дизайну, а я делаю графический дизайн корпусной мебели.
– Ух ты, – восхитились ребята.
– И всему этому можно научиться, если захотите попробуйте сначала, а потом увидите насколько это интересно.
-2

Повзрослев, классе в седьмом, они поняли, что их уровень образования значительно уступает её знаниям, им казалось, что Надежда Дмитриевна знает всё, а ведь они до сих пор не знали кем же она работала до пенсии, и были очень удивлены, когда она сообщила, что была простой воспитательницей в детском саду .

–Не верите? – увидела она на глазах недоверие. – Напрасно, есть такое хорошее слово самообразование, вот этим я и занимаюсь все годы, с тех пор, как вышла на пенсию, и даже вас почти уже перевела со школьного на собственное образование.
– Я уверена, что в классе вас недолюбливают, правда?
– Да, сказали они в один голос, – сначала мы переживали, а потом решили, что мы выше этого.
– Конечно, вы же умнее, так ведь?
– Да нам с одноклассниками неинтересно, лучше в интернете посидеть.

Они перешли в одиннадцатый класс, когда к Надежде Дмитриевне в гости приехал сын с внуком. Виктор был покорен формой обоих, их выправкой, и сказал Антону:

– Я обязательно стану моряком.
– А у меня морская болезнь, – с сожалением сказал друг, – но я буду рисовать море и корабли.

Мальчики поехали поступать в северную столицу и сумели добиться своего, Чук поступил в знаменитую Макаровку, а Гек в политехнический университет. Приезжая на каникулы, они обязательно заходят в гости к своей наставнице. А в последние раз они привезли ей в подарок сборник стихов любимого ею Владимира Высоцкого, и прочитали ей одно из стихотворений, сказав, что оно именно про них, а на последней строчке они сделали особый акцент:

– “Значит, нужные книги ты в детстве читал!”

А потом они преклонили перед ней колени и сказали:

–Спасибо Вам, Надежда Дмитриевна, за те нужные книги, что вы давали нам читать!

Мои уважаемые читатели! А вы читали в детстве “нужные книги”? Актуальны ли они сейчас? Пишите свое мнение в комментариях.