Найти тему
4,8K подписчиков

Австралийский журналист, приговоренный к смерти в СССР

3,5K прочитали
Летом 1962 года следственный отдел КГБ Аджарской АССР возбудил уголовное дело против гражданина Патрушева по статьям 65 (измена родине) и 84 (незаконный переход границы).

Летом 1962 года следственный отдел КГБ Аджарской АССР возбудил уголовное дело против гражданина Патрушева по статьям 65 (измена родине) и 84 (незаконный переход границы).
Очень скоро суд заочно приговорил преступника к смертной казни, но история получила скандальное продолжение после того, как удалось выяснить все обстоятельства побега.

Оказалось, что 20-летний перебежчик добрался до турецкого берега вплавь, обманув наиболее профессиональных и подготовленных пограничников, на счету которых были десятки нарушителей государственной границы СССР.
Случай был настолько вопиющий и неправдоподобный, что биографию антигероя разобрали на молекулы, прежде чем наказать всех виновных за потерю бдительности.

По данным из секретного отчета, гражданин Патрушев П.Е. 1942 г.р. уроженец села Колпашево, Томской области, имел прописку в Батуми и числился рабочим на заводе по производству сельхозмашин.
Учитывая возраст перебежчика, больше всего негодовали в ведомстве Железного Феликса:
- Если так дальше пойдет, у вас скоро родители с детьми, на время отпуска, будут в Турцию ездить, а вы, дармоеды, ничего не сможете сделать, – возмущенно кричал старший генерал на младшего, не подозревая, насколько он окажется прав в перспективе на ближайшие 30 лет.

Приграничные и портовые города всегда были на особом контроле у КГБ. (фото из открытых источников)
Приграничные и портовые города всегда были на особом контроле у КГБ. (фото из открытых источников)

Детство мальчика, чей отец погиб на фронте еще до рождения ребенка, проходило на фоне постоянной заботы коммунистической партии о подрастающем поколении, поэтому благодарить товарища Сталина за счастливое детство, ему, как и всем его ровесникам, не стоило.

Мать троих детей, доведенная до отчаяния вечной нищетой и голодом, говорила среднему сыну:
«Мне не нужна твою любовь, я хочу только, чтобы ты поскорее повзрослел и выжил».
Имея такое благословение, Петр, в пятнадцатилетнем возрасте, уехал в Томск, где поступил в техникум, благо, к тому времени Отец народов умер и крестьяне, второй раз за сто лет, получили вольную.

Середина 50-х годов ознаменовалась хрущевской оттепелью, поэтому в областном центре царила атмосфера вольнодумства – студенты читали ранее запрещенную литературу и даже слушали тайком иностранное радио.
Кроме того, Патрушев добился столь значимых успехов в плавании, что, когда пришло время призыва, получил направление в спортроту Новосибирского СКА.

Главным спортивным функционером здесь был бывший подручный Л.П. Берия, счастливо избежавший расстрела, видимо, за высокие заслуги в деле поимки шпионов и выявления врагов народа.
Именно с ним у молодого человека произошел конфликт, когда он решил перейти в команду к более профессиональному тренеру.
Прежняя наставница, приходящаяся племянницей могущественному чиновнику, пожаловалась дяде на «предательство» перспективного спортсмена, после чего, одного телефонного звонка хватило, чтобы Патрушеву закрыли дорогу в большой спорт и перевели в обычную войсковую часть.

В линейных войсках, у свободолюбивого сибиряка произошли серьезные осложнения на неуставной почве и, получив реальную угрозу жизни, он подсыпал себе в пищу толченое стекло, чтобы попасть в госпиталь. Понимая, что после необходимых процедур, его вернут в ту же часть, Патрушев симулировал психическое расстройство, навязчиво уверяя врачей, мол,
«Советскому Союзу надо разоружиться и открыть границы, чтобы капиталисты, убедившись в превосходстве социалистического строя, встали на путь построения коммунизма».

Парадокс в том, что схожая политика усердно пропагандировалась в советской прессе на международном уровне, но любой, кто придерживался такого же мнения внутри страны, вполне обоснованно признавался душевнобольным.

В СССР диагностика психического состояния граждан, зачастую находилась в компетенции местных органов власти. (Фото из открытых источников)
В СССР диагностика психического состояния граждан, зачастую находилась в компетенции местных органов власти. (Фото из открытых источников)

Пролежав некоторое время в психиатрической клинике, Патрушев узнал, что курс лечения предписывает применение усиленных препаратов, полностью подавляющих волю и сбежал из больницы, найдя приют у тренера из СКА.
Ему повезло, так как врачи, не желая афишировать побег беспокойного пациента, оформили соответствующие бумаги, передав его на попечение родного брата.

К тому времени, у молодого человека уже созрело твердое желание бежать из страны, в которой любое противоправное решение приобретает силу закона, при условии, что оно продиктовано через мембрану «вертушки».

Перебрав возможные варианты, он решил пересечь границу, используя навыки пловца и, к своему счастью, узнал, что мать одного из бывших однокурсников проживает в приграничном Батуми и согласна предоставить ему временный приют.
По прибытии в режимный город, ему в очередной раз повезло получить место в сборной Грузии по плаванию, койко-место в общежитии и фиктивное трудоустройство, поскольку профессиональных спортсменов в СССР якобы никогда не существовало.

Прямой отрезок до Турции составлял 18 км, но из-за изгибов береговой линии, общая длина пути была в полтора раза больше.
Миновать все пограничные кордоны и не попасть в поле зрения патрульных катеров, имея при себе лишь наручный компас, ласты и прикрепленный к поясу пакет с документами, несмотря на многочисленные попытки, не удавалось никому ни до, ни после, но у Патрушева это получилось.

Советские люди, в отличие от турков, не имели права любоваться красотами Аджарии с противоположной стороны. (фото из открытых источников)
Советские люди, в отличие от турков, не имели права любоваться красотами Аджарии с противоположной стороны. (фото из открытых источников)

Однако в Турции его ждал далеко не радушный прием, так как местные контрразведчики тоже не могли поверить, что такое возможно, приняв молодого парня за агента КГБ, высадившегося с подводной лодки.

Разбирательство затянулось на целый год, который Патрушев провел в тюрьме города Эрзурум, после чего его перевели в лагерь для беженцев. Еще через шесть месяцев, в ответ на его просьбу о предоставлении политического убежища, откликнулись власти Австралии, где иммигрант первой волны прожил до конца 60-х годов.

За последующие 10 лет, Патрушев, обнаружив в себе способности к журналистике, беспрепятственно объездил многие страны мира, работая на радиостанциях и сотрудничая с печатными изданиями.
Свои последние годы жизни, вплоть до 2016 года, он провел в полюбившейся ему Австралии, выполняя обязанности синхронного переводчика и занимаясь написанием мемуаров.

Петр Патрушев участвовал в качестве переводчика на встречах австралийского премьер-министра с М.С. Горбачевым и В.В. Путиным. (фото из открытых источников)
Петр Патрушев участвовал в качестве переводчика на встречах австралийского премьер-министра с М.С. Горбачевым и В.В. Путиным. (фото из открытых источников)

Удачный побег Петра Патрушева по праву может считаться уникальным событием по ряду причин.
Во-первых, редко кому, в столь молодом возрасте, удавалось понять беспросветную сущность коммунистического режима, а найти волю, силы и мужество изменить свою судьбу получалось еще реже.
Во-вторых, оказавшись в чужом, незнакомом обществе без средств к существованию, 22-летний парень сумел найти любимое дело и достойно прожить большую часть жизни, вопреки суровым предупреждениям идеологов социализма о "бесчеловечных нравах в бездушном мире чистогана".



ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.

Неозвученные подвиги легендарного пограничника Никиты Карацупа

"Трактористы" в гостях у товарища Сталина

Дипломатия Климента Ворошилова

Лечебные процедуры для товарища Суслова