Предисловие.
Хочется сразу обратить внимание на то, что название для статьи было подобрано условно, так как фильмы такого титана кино просто по определению не могут быть худшими. Когда одна только картина «Любовь» (2012) выиграла 81 международную награду из 100 различных номинаций, а фильм «Скрытое» (2004) участвовал в 40 других международных конкурсах, ряд призов из которых он также успешно забрал с собой, то не стоит и сомневаться в уровне и мастерстве такого режиссёра.
Но я решил выделить пять, на мой взгляд, самых выдающихся картин данного режиссёра, рассказать про их плюсы и минусы, а также пояснить про то, кому они больше подойдут, а кто может остаться равнодушным при просмотре данных лент.
Приятного прочтения!
5. Седьмой континент (1989).
Сюжет.
В своём первом полнометражном художественном фильме режиссёр Михаэль Ханеке рассказывает зрителю, на первый взгляд, достаточно простую историю из жизни самой обычной австрийской семьи среднего класса: Георга (мужа), Анны (жены Георга) и их дочери Евы. Герои занимаются своими повседневными делами: ходят на работу / в школу, посещают продуктовые магазины, проводят вечера за столом в кругу семьи. Однако Анна, которая недавно потеряла мать и унаследовала от неё солидное состояние, не испытывает никаких эмоций из-за потери близкого человека или полученных от неё денег. Георг и вовсе практически не общается со своей матерью, а обеспокоен лишь проблемами своего карьерного роста. Ева, оставленная наедине со своим детством, не понимает, что происходит вокруг и решает притвориться слепой.
Изо дня в день, из года в год монотонное повторение одних и тех же рутинных действий приводит героев в отчаяние, и они решают уехать в Австралию или в другое более подходящее для них место.
Плюсы и минус.
Плюсы:
- Метафорический подтекст. Умелый киноман сразу обратит внимание на детали, которые режиссёр решил специально как бы оставить на поверхности и постепенно, замечая все оставшиеся фрагменты пазла, начинается настоящее повествование внутри повествования: множество параллельных тем и сюжетных смыслов не навязчиво переплетаются между собой, создавая глубокую предельно выверенную структуру.
- Загадки. Хоть в фильме и нет интриги в общепринятом смысле этого слова, но некоторые действия персонажей заставляют включать воображение и достраивать мосты между недосказанным и показанным на экране: почему девочка Ева притворилась слепой, почему их дядя на званом ужине неожиданно расплакался, что означает этот таинственный плакат: "Добро пожаловать в Австралию" и многое, и многое другое.
Минусы:
- Скучно. Форма повествования в стиле протокола (хроники) семейной жизни заставит неподготовленного зрителя периодически засыпать.
- Однообразно. Из-за того что режиссёр решил показать бесконечно повторяющиеся действия членов семьи, зритель вынужден смотреть на одни и те же действия по несколько раз.
- Отсутствует интрига. Зритель, который не привык смотреть сложное авторское кино, чаще всего привык к различным сюжетным твистам, нарастающей динамике и интриге что же там случится в конце фильма, но здесь этого нет. Всё случится, как это было сказано в описании фильма – "Семья, которой наскучил бесконечно повторяющийся семейный быт уезжает в Австралию или в другое более подходящее для них место".
Вывод.
Стоит смотреть только подготовленному зрителю, который хотя бы средне разбирается в кино.
Зритель, привыкший смотреть детективные фильмы или сериалы будет скучать в данной картине, как и любители хорошей голливудской игры, где показывается сильная драма и глубокие душевные терзания героев через их характер и поступки.
Чтобы лучше разобраться в данной картине, читайте также:
Седьмой континент (1989). Кино о кино.
Седьмой континент (1989). Кино о семье.
Седьмой континент (1989). Кино об обществе.
Сложность - 8 из 10.
Длительность - 104 мин
Рейтинг IMDb - 7.70
4. Любовь (2012).
Сюжет.
Два бывших преподавателя музыки Жорж и Анна на восьмидесятом году жизни проводят всё своё свободное время вместе – отдыхают в своей просторной парижской квартире и иногда посещают концерты своих бывших учеников. Но в один из таких дней супруга Жоржа – Анна начинает угасать: сначала её подводит память, потом отказывает тело и в конечном счёте наступает паралич. Первое время Жорж нанимает ей сиделок, но вскоре понимает, что никто из них не может оказать супруге необходимой заботы и терпения. В связи с чем он решает отказаться от их услуг и ухаживать за Анной в одиночку, а параллельно этому их дочь – Ева, вспоминая о здоровье матери, настаивает на том, чтобы поместить мать в дом для престарелых и размышляет о том, как выгодно можно продать просторную парижскую квартиру.
Плюсы и минус.
Плюсы:
- Великолепная игра актеров. Хочется сразу заметить, что актерский состав подобран идеально, более того весь основной состав – это выдающиеся мэтры своего дела: Жан-Луи Трентиньян, который играл самые разные роли у лучших режиссёров со всего света – Бернардо Бертоллучи, Клода Лелуша, Франуса Трюффо. Эммануэль Рива – та самая незабываемая девушка из фильма Алена Рене «Хиросима, любовь моя» (1959) и, конечно же, бесподобная Изабель Юппер, призёр трёх из четырёх самых престижных кинофестивалей мира: дважды Берлинского, Канского и дважды Веницианского. Вопросов к актёрской игре быть не может от слова – совсем.
- Очень глубокая и трогательная картина. То, как осторожно и с огромным вниманием Ханеке подходит к изображению семейный жизни двух людей, которые всю свою жизнь прожили вместе бок о бок, не может не вызывать восторга. Как точно и смело он подходит к характерам героев, как он подмечает малейшие детали повседневного быта двух людей, заставляет задуматься и переосмыслить многие ценности современной жизни.
- Безупречная музыка. Так как два главных героя по сюжету в прошлом преподаватели классической музыки, да и сам режиссёр отлично разбирается в классике, то мы, как зритель, ненароком оказываемся ещё слушателем данной картин. Если кто-то не знает, насколько ответственно Ханеке относится к музыке в данной ленте, то можно заметить, что в качестве бывшего ученика Анны на сцену кино дебютирует настоящий пианист по имени Александро Таро, который в своей реальной жизни играл на сценах Карнеги-Холла, Альберт-Холла и амстердамского Консертгебау, а с 2016 года и вовсе является Командором Ордена искусств и литературы.
Минусы:
- Слезливый. Хоть лично для меня это и не является минусом, но для некоторых людей может им стать. Фильм практически невозможно смотреть с сухими глазами. История о том, как пожилая пара проживает свои последние дни рука об руку не может оставить равнодушным ни одного психологически здорового человека.
Вывод.
Фильм подойдёт для любого зрителя: как отъявленного киномана, так и обычного человека, который просто любит отдохнуть вечером за просмотром хорошей драмы.
Чтобы лучше разобраться в данной картине, читайте также:
Любовь (2012). Фильм о любви, которая могла бы спасти мир.
Сложность - 6 из 10.
Длительность - 127 мин
Рейтинг IMDb - 7.90
3. Белая лента (2009).
Сюжет.
Принято считать, что сюжет данной картины Михаэля Ханеке повествует о предыстории или другими словами – моральной репетиции нацизма первой и второй мировой войны. Группа детей абсолютизирует идеалы, вдалбливаемые им в головы родителями и воспитателями, они становятся бесчеловечными, назначая себя судьями тех, чья жизнь расходится с тем, что они проповедуют.
Германия, 1913 год. В маленькой немецкой деревушке перед началом Первой мировой войны начинают происходить странные вещи, больше похожие на ритуальные наказания. Молодой сельский учитель пытается разобраться в том, что же скрывается за всеми этими преступлениями, но никто из жителей деревни не хочет, чтобы про его тёмные стороны кто-то узнал.
Плюсы и минус.
Плюсы:
- Монтаж. Монтаж в данной ленте просто бесподобный: вот нам показывают диалог пастора со своим сыном, где он отчитывает его в грехе блуда, как следующий кадр показывает нам доктора, занимающегося сексом со своей акушеркой. Идеальная иллюстрация лицемерия взрослых по отношению к своим детям. И подобных монтажных склеек в фильме предостаточно, в каком-то смысле весь фильм построен таким образом, что кадры из одних сцен рифмуются с кадрами из других, создавая тем самом определенное дихотомическое деление, в ходе которого стираются все возможные границы дозволенного и общепринятого.
- Операторская работа. Кадры в данной ленте выстроены идеально, освещение подобрано очень точно и само движение камеры не вызывает сомнений в качестве данной ленты. Можно с уверенностью выделить данный пункт, так как изображению с легкостью удаётся полностью погрузить зрителя в действия картины, чем режиссёр порой и пользуется, чтобы отвлечь внимание зрителя от деталей.
- Хороший детективный сюжет. Сложно описать словами, насколько интересно разгадывать загадки, вынесенные на экран режиссёром. И даже многие детективные книги бы позавидовали тому, с каким трепетом зритель будет ожидать развязки всего происходящего на экране. Разумеется лента не относится к детективу или детективному жанру. Однако тот уровень вовлечения зрителя и драматургия внутри мира "Белой ленты" заставляют преклониться в сторону детектива. Обычный сельский учитель пытается разобраться в самых странных и таинственных преступлениях их некогда тихой и спокойной местности, разве это не похоже на детективный сюжет?
Минусы:
- Шокирующие сцены. Пожалуй, можно отнести данный пункт к минусам, так как некоторые сцены и правда шокируют своей жестокостью, а некоторые диалоги – своим грубым текстом. Это очень спорный пункт, но всё-таки для большинства зрителей будет достаточно не комфортно наблюдать за подобным родом повествования.
Вывод.
Фильм рассказывает про мир взрослых – уродливый, карикатурный, к которому можно подобраться, только как следует согнув спину и получив множество ударов. Основным вопросом фильма является то, как стать взрослым, но не утратить при этом в себе всё самое ценное из детских воспоминаний.
Фильм подойдёт любому зрителю с устойчивой психикой.
Читайте также:
Белая лента (2009). Фильм как призрак навсегда утерянного детства.
Сложность - 7 из 10.
Длительность - 144 мин
Рейтинг IMDb - 7.80
2. Скрытое (2004).
Сюжет.
Сюжет картины чем-то напоминает фильм Дэвида Линча «Шоссе в никуда» (1994), когда главный герой получает видеокассеты с записью его личной жизни. Кто сделал эти записи? Зачем кому-то следить за ним? Почему именно он получает эти видеокассеты? В отличие от Дэвида Линча Михаэль Ханеке решил подойти к вопросу более основательно и порой даже сами ракурсы камеры, откуда ведутся съёмки за жизнью Жоржа (главного героя), выбраны настолько специфическим образом, что невозможно определить кто снимает и кого снимают.
Жорж Лоран, ведущий литературного обозрения на телевидении, начинает получать видеокассеты с записями повседневной жизни его и его семьи. Постепенно Жорж начинает находить и специфические детские рисунки, которые подстегивают его сокрытые детские воспоминания. Всё, что было так глубоко запрятано в самые потаённые уголки подсознания начинает всплывать, а кассеты начинают направлять главного героя к некогда забытого им другу детства. Жорж обвиняет своего старого друга в незаконной слежкой за ним и его семьёй, но друг отрицает все обвинения. А в конце фильма их дети встречаются и о чём-то разговаривают. Кто стоял за всем этим: дети, друг детства Жоржа или это так несвоевременно сыграла бурная фантазия главного героя? Что скрывает детство Жоржа? Что он пытается сам от себя сокрыть? Почему все отказываются вспоминать прошлое? Эти и многие другие вопросы возникают практически каждую минуту во время просмотра данного фильма, и только очень внимательный зритель может разрешить придуманную автором загадку.
Плюсы и минус.
Плюсы:
- Очень загадочный. Если вы любите хорошие запутанные фильмы и множество различных загадок, то этот фильм вам точно понравится. Что происходит практически невозможно понять с первого раза, Ханеке использует различные приемы, чтобы запутать зрителя: от невозможных ракурсов камеры, откуда ведётся сама видеосъёмка до подмены сновидений, когда невозможно понять кому из двух героев снился показанный на экране сон.
- Глубокий политический подтекст. Возможно кому-то покажется спорным включение данного пункта в плюсы, но давно ли вы видели по-настоящему хороший политический подтекст в фильме? Хоть сам подтекст и не так прост в понимании, но на то он и подтекст. Замахнуться на мысль о том, что многие политические проблемы тянуться из детства, из взаимоотношений между семьями – это сильная и глубокая мысль, которую можно обсуждать намного больше длительности самого фильма.
Минусы:
- Слишком сложное. Когда я говорю, что кино слишком сложное, то имею ввиду, что оно будет очень непривычным для восприятия классическим телезрителем – человеком, который привык к кинематографу, как к элементу развлекательной индустрии. Название фильма говорит само за себя, примерно 80% фильма находятся за пределами кадра и к такому приему повествования многие могут быть просто не готовы. Когда в конце фильма на другой стороне улицы среди толпы разговаривающих друг с другом людей зритель должен отыскать определенных двух и понять о чём они разговаривают из контекста всего предыдущего фильма, то согласитесь это не так-то и просто.
Вывод.
Стоит смотреть только очень сведущим киноманам, которые способны уловить даже мельчайшие изменения в ткани фильма.
Фильм очень сложный. Даже если сам Ханеке назвал фильм – "Скрытое", то обычному зрителю здесь можно наблюдать разве что за сменяющимися друг за другом картинками. Это, конечно же, в какой-то степени преувеличение – основной сюжет может понять любой человек, но именно детали делают фильмы Ханеке теми шедеврами, которые можно пересматривать раз за разом и всегда находить в них что-то новое, что-то, что всегда было на виду и одновременно сокрыто от посторонних глаз.
Чтобы лучше разобраться в данной картине, читайте также:
Скрытое (2004). Фильм как бесконечная паутина недосказанного.
Сложность - 9 из 10
Длительность - 117 мин
Рейтинг IMDb - 7.30
1. Код неизвестен (2000).
Сюжет.
Если фильм Ханеке «Скрытое» (2004) был сложным для понимания классического зрителя, то это было лишь осмысленным упрощением одного из его предыдущих фильмов – «Код неизвестен» (2000), который практически неподвластен для понимания неподготовленного зрителя. То какие приемы и способы повествования использует режиссёр выбивает из равновесия даже самых прожорливых киноманов. Ханеке настолько мастерски прячет во вроде бы понятном сюжете неподвластные для зрения и интеллекта детали, достигая предельной гибкости формы, что понять его может разве что гений. Режиссёр без всяких сомнений отметает всех тех, кто по его мнению недостоин, и собирается говорить лишь с достойным его интеллекта и мысли собеседником.
Бессмысленно объяснять сюжет этого фильма, так как он не имеет никакого отношения к тем деталям, которые Ханеке прячет за сюжетом. В этом фильме режиссёр достигает своего пика по преобладанию деталей над сюжетом, в мастерстве говорить об одном, говоря про другое. Если объяснять сюжет картины так, как он нарисован на холсте, то:
Париж. Наши дни. Юноша Жан приезжает в город навестить своего старшего брата Жоржа, который работает военным фотокорреспонденом. На улицах города Жан знакомится с подругой Жоржа – Анной, которая работает актрисой. Она говорит, что Жан уехал в свою очередную военную командировку, а сама она недовольна такими долгими разрывами и хочет избавиться от их будущего ребёнка. Жан просит у Анны код от домофона, чтобы какое-то время перекантоваться у них, но подруга брата не собирается говорить код от входной двери малознакомому юноше, а лишь покупает ему круассан. Жан боится вернуться к отцу и продолжать работать на ферме до конца своих дней, но ничего не может с этим поделать. Бродя по улицам Парижа, Жан решает перекусить, а бумажку от круассана он выбрасывает в, просящую милостыню, румынскую иммигрантку Марию. Проходящий мимо африканец Амадеу не может оставаться равнодушным и решает вмешаться, требуя от Жана извиниться перед женщиной. Приезжает полиция – Амадеу арестовывают, а Марию депортируют обратно на родину. С этого момента всё и начинается.
Так начинается фильм Михаэля Ханеке. Но если вы думаете, что я вам что-то рассказал про фильм, то вы сильно ошибаетесь. Фильм о том, что находится между кадров и за их пределами. Для многих – это ничто. Но как говорил Станислав Ежи Лец – "Ничто занимает слишком много места на свете".
Плюсы и минус.
Плюсы:
- Невероятно сильные сцены. Сцен, которые пробивают своей жизненностью, в этом фильма больше, чем в любом другом. Вспомните сцену с таксистом или даже завязку фильма с неподобающим поведением подростка – можно понять каждого из них и даже румынскую иммигрантку Марию, которая после депортации возвращается обратно в Париж, чтобы и дальше просить милостыню. Характеры персонажей проработаны идеально, не возникает ни малейшего сомнения в действиях и целях героев, отношения между кем бы то ни было с кем-то другим – также проработаны с хирургической точностью. Вряд ли вы ещё где-то увидите настолько детально выверенный фильм как "Код неизвестен".
- Безупречная режиссура. Режиссура Ханеке здесь достигает своего абсолюта и это правда. Порой некоторые сцены, которые изображает Анна (актриса по сюжету фильма) во время съёмок на своей работе, попросту выбивают из калии – ты не понимаешь играет она роль или и правда попала в сложную ситуацию на съёмочной площадке. А чего стоит вступление фильма?! Когда глухонемая девочка изображает эмоцию, которую практически невозможно угадать. О чём она хотела сказать? Может быть у неё есть какие-то проблема в семье, а может быть она страдает от какого-то другого эмоционального потрясения? Это невозможно счесть. И то как это сделано, как это поставлено попросту сводит с ума.
- Реальные проблемы. Это очень удивительная деталь фильма, потому что большинство западных, в том числе европейских, картин рассказывают о каких-то узких, нацеленных на определённую публику проблемах, из-за чего зрителю из другого менталитета или общественного устройства попросту не предоставляется возможным сопереживать персонажам и их сложностям в жизни. Но Ханеке выстраивает сюжет таким образом, что все проблемы, о которых рассказывается в фильме, очень насущные для любого общества и любого человека в частности. Проблема миграции из более бедных стран в более богатые, отношение полиции к простому человеку, проблемы провинциальных городов, где отсутствуют перспективы роста и другие проблемы человеческих взаимоотношений, все из которых очень насущные и по сей день.
Минусы:
- Рваный сюжет. Ханеке выстраивает сюжет из различных обрывков жизни людей, которые связаны одним формальным инцидентом с выброшенной бумажкой от круассана. А далее углубляется и в семейные, и в социальные, в том числе политические, особенности жизни парижан. Поскольку большинство людей легче воспринимает последовательный сюжет step by step, то я счёл необходимым прописать эту особенность фильма, как минус. Многие мои и не только мои знакомые с трудом воспринимали такие картины, как «Криминальное чтиво» (1994), «Помни» (2000) и другие ленты с непоследовательным (рваным) сюжетом, поэтому когда такой приём применяется в сложном авторском кино, то даже внимательные киноманы начинают теряться в понимании того, что хотел сказать автор.
Вывод.
Сложность - 10 из 10.
Длительность - 118 мин
Рейтинг IMDb - 7.20
Итог.
Подводя итог, можно сказать, что фильмы Ханеке не оставят равнодушным никого: ни массового зрителя – в случае с фильмами «Любовь» (2012) и «Белая лента» (2009), ни нацеленных на самопознание и всестороннее развитие киноманов – в случае с картинами «Код неизвестен» (2000) или «Седьмой континент» (1989). Кинематограф Ханеке в большей степени заставляет мыслить фильм, чем видеть фильм, и это смущает многих начинающих любителей кино.
Где важно не зрелище, а изменения в сознание смотрящего, где фантазия зрителя преобладает над визуальным рядом фильма – там появляется кинематограф Ханеке.
Читайте также:
Михаэль Ханеке. Живой классик современного кино.
#рейтинги #подборки #подборки фильмов #кино #топ