«Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.»
Тема одиночества, одна из основных тем, поднимаемых писателями разными словами в разное время. Каждый человек воспринимает одиночество по-своему. Одним из хороших примеров восприятия сути одиночества можно назвать высказывание Ф.В. Нитще:
У одного одиночество – это бегство больного, а у другого – бегство от больных.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ярко прослеживается тема одиночества в образах многих персонажей и мест. Стоит отметить, что большинство персонажей думают лишь о себе и собственных целях. Эгоистичными являются и те, кто связан брачными узами. Будучи в браке, люди остаются одиноки среди таких же одиноких, потому что никто не хочет помочь или разделить радость и несчастия друг с другом.
Тема одиночества прослеживается в образе Иешуа Га-Ноцри, которой в разговоре с прокуратором Иудеи Понтием Пилатом говорит о том, что у него нет никого на свете и что он «один в мире». И это связано не только с тем, что Иешуа не имеет ни родителей, ни жены, но и с тем, что Иешуа не имеет людей, которые мысли ли бы также как он. Ведь и Левий Матвей, называющий себя учеником Га-Ноцри, был не способен понять Иешуа. Герой осознает, что никто не может его понять, и от этого он находится в состоянии полного одиночества.
в ситуации с Понтий Пилатом все немного иначе. Прокуратор обретает одиночество в наказание. Пилат, осознавший, что из-за его трусости погиб философ, который не заслуживал смерти, был обречен сидеть в одиночестве и мечтать о том, чтобы поговорить с Иешуа Га-Ноцри хотя бы еще раз.
Тема одиночества прослеживается и в жизни Мастера и Маргариты до их знакомства. Мастера можно было назвать одиноким человеком несмотря на то, что он был женат на женщине, имя которой уже даже не помнит.
– Вы были женаты?
– Ну да, вот же я и щелкаю... на этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье полосатое... музей... впрочем, я не помню.
Одинока была и Маргарита, хоть и глубоко уважала своего мужа, который пытался сделать для нее все.
- Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
Из-за отсутствия чувства настоящей любви герои чувствовали себя одиноко. И только встретивши друг друга, они перестают ощущать это безысходное давящее чувство и обретают хрупкое, но счастье.
Таким образом, М.А. Булгаков показывает, что можно иметь любые отношения: дружеские, семейные, любовные, но все равно оставаться одиноким.
Одиночество – это внутреннее состояние, которое не зависит от того, находятся ли рядом люди. И избавиться от него можно только в том случае, когда человек находит родственную душу, способную понять его и поддержать при любых обстоятельствах.
Своеобразным символом одиночества можно назвать и психиатрическую больницу Стравинского, в которой все, кто проходил лечение, находились в личной палате. Им не с кем было поговорить, обсудить свои переживания, и поэтому им приходилось разговаривать с самим собой, что еще больше навивало тоску, одиночество и безысходность.
Одна из важных мыслей романа, которую М.А. Булгаков хотел донести до людей звучит как то, что люди могут избавиться от одиночества, если избавятся от пороков и оков собственного страха. И Мастер, и Маргарита, находившиеся в браке без любви, обретают счастье только тогда, когда отказываются от фальши и всего, что у них есть, во имя настоящей любви. Понтий Пилат перестает быть одиноким, когда осознает свою ошибку, и получает возможность идти по лунной дороге вместе с Иешуа Га-Ноцри и своим верным псом Бангой.
#мастер и маргарита #булгаков #литература #творчество #шедевры мировой классики