Легендарной подлодке предстоит стать музеем.
В свой последний поход отправилась легенда советского флота. Первая российская атомная подлодка "Ленинский комсомолец", более известная как К-3, стала первопроходцем на Северном полюсе, участвовала в боях Великой Отечественной и пережила взрыв ракеты противника. Больше 20 лет уникальный экспонат просто гнил в доках Мурманска, и сейчас последнее испытание – около 2 тысяч километров по морю, чтобы обрести вечную жизнь.
Два месяца без солнца
Поржавевшая К-3 уже не может путешествовать в одиночку. Первая атомная подводная лодка давно лишилась своего сердца – атомного реактора. В судоремонтный завод Снежногорска ее бережно провожают сразу четыре буксира.
К-3, "Ленинский-комсомол", в отличие от своего американского конкурента "Наутилуса", имела более обтекаемую форму и была самой быстрой под водой, а сверхпрочная сталь позволяла погружаться на немыслимую тогда глубину 300 метров. Благодаря атомному реактору подлодка могла не всплывать до двух месяцев.
"Это как родная посудина, как родной дом для моряка. День и ночь погружаешься, и во всяких там переделках. Мы и тонули, и по нам стреляли американцы. Вдалеке, правда, но взрывалась ракета", – рассказал Юрий Михайлов, капитан I ранга в отставке, который служил на подводной лодке К-3.
Успехи и трагедия
Американцы глаз не спускали с советского атомохода. Но успехам "Ленинского комсомола" это не помешало. Наша подводная лодка прошла подо льдами толщиной 30 метров до Северного полюса, и через полынью пробилась на поверхность. Советские моряки первыми установили там флаг.
В историю первая атомная субмарина войдет в том числе из-за подводной трагедии. В 1967 году пожар в двух отсеках судна и задымление в третьем унесли жизни 39 моряков. Подлодка смогла подняться на поверхность, что спасло тех, кто не погиб при пожаре. Подводники отказались от сменного экипажа и, рискуя жизнью, смогли дотянуть до базы на поврежденной лодке. Ее восстановили, модернизировали и списали только через 20 лет.
"Ее вывели из состава, но задел был получен. Впоследствии начали строиться серийные подводные лодки с реакторами", – рассказал Игорь Горелов, первый командир атомного подводного крейсера "Северодвинск".
Вторая жизнь
С судьбой первенца атомного флота долго не могли определиться. Сначала К-3 ржавела в Северодвинске, ее вообще хотели распилить. Только спустя десятилетия она получила вторую жизнь. Судоремонтники сняли с подлодки все лишнее, чтобы она поместилась в плавучий док.
"Первая атомная подводная лодка впервые была поставлена в транспортный док. Вот эта операция действительно уникальная была, ее проводили военные моряки. За что им отдельное большое человеческое спасибо", – сказал Аркадий Оганян, заместитель директора судоремонтного завода "Нерпа" центра судоремонта "Звездочка".
Новое перевоплощение
В доке подводная лодка К-3 стоит на поддоне, который построили специально для того, чтобы он ее удерживал. Военные моряки называют этот поддон постелью. Сверху подводную лодку накрыли "одеялом" из защитной пленки.
Путь ветерану подводного флота предстоит неблизкий: по Баренцеву и Белому морям вокруг Кольского полуострова, а затем по Беломорско-Балтийскому каналу и Неве – в Кронштадт.
"Ленинский комсомол" доставят в конечный пункт через 10–15 дней. Многое зависит от погоды. В своем новом доме подводная лодка превратится в музей и сама станет главным экспонатом самой большой военно-морской экспозиции страны.