Найти в Дзене
KMT-Belovo

Назначение инверторов

Инвертирование — это процесс преобразования постоянного тока в переменный ток. Ведомые сетью инверторы осуществляют преобразование с передачей энергии от источника постоянного тока в сеть переменного тока заданной частоты, где эта энергия исполь­зуется потребителями. Инвертирование применяется на электрифи­цированных железных дорогах, а также на других видах электри­ческого транспорта при рекуперативном торможении. В режиме рекуперативного торможения электрические двигатели подвижно­го состава переводятся в генераторный режим. Благодаря энергии движущейся массы поезда генераторы вырабатывают электричес­кую энергию. Через регулирующие и преобразующие устройства она передаётся (возвращается) в тяговую сеть. При этом на валах двигателей, следовательно, на колёсных па­рах, реализуется тормозной момент и вырабатывается электроэнер­гия, которая может быть использована другими электровозами, или при отсутствии тяговых потребителей в данной зоне питания тяго­вой сети должна предаваться через п

Инвертирование — это процесс преобразования постоянного тока в переменный ток. Ведомые сетью инверторы осуществляют преобразование с передачей энергии от источника постоянного тока в сеть переменного тока заданной частоты, где эта энергия исполь­зуется потребителями. Инвертирование применяется на электрифи­цированных железных дорогах, а также на других видах электри­ческого транспорта при рекуперативном торможении. В режиме рекуперативного торможения электрические двигатели подвижно­го состава переводятся в генераторный режим. Благодаря энергии движущейся массы поезда генераторы вырабатывают электричес­кую энергию. Через регулирующие и преобразующие устройства она передаётся (возвращается) в тяговую сеть.

При этом на валах двигателей, следовательно, на колёсных па­рах, реализуется тормозной момент и вырабатывается электроэнер­гия, которая может быть использована другими электровозами, или при отсутствии тяговых потребителей в данной зоне питания тяго­вой сети должна предаваться через преобразовательное оборудо­вание тяговых подстанций во внешнюю энергетическую систему (из­быточная энергия рекуперации).

На участках железных дорог, электрифицированных на перемен­ном токе, постоянный ток тяговых двигателей, переведённых в ге­нераторный режим, с помощью инверторов преобразуется в одно­фазный ток частотой 50 Гц на электроподвижном составе и энер­гия торможения возвращается в тяговую сеть в виде энергии одно­фазного тока. На участках железных дорог постоянного тока и городском электрическом транспорте избыточная энергия рекупе­рации постоянного тока преобразуется в энергию трёхфазного тока с помощью трёхфазных инверторов, устанавливаемых на тяговых подстанциях.

В электротяговых системах применяются ведомые сетью инвер­торы однофазного и трёхфазного тока. Трёхфазные инверторы при­меняются также в промышленном электроприводе.

Ведомые инверторы выполняются по тем же схемам, что и уп­равляемые выпрямители. Управление режимом работы инвертора должно быть таким, чтобы обеспечивалась коммутация тиристо­ров благодаря ЭДС сети. Необходимое условие работы инвертора — подключение к его входу источника постоянного тока, например генератора постоянного тока.

Принцип действия инвертора

Рассмотрим работу однофазного преобразователя со средней точкой (рис. 6.1), в цепи которого работает электрическая машина.

Выходным звеном инвертора, работающего на сеть переменного тока, является трансформатор. Для получения переменного тока из по­стоянного необходимо обеспечить периодический переход тока их одной обмотки в другую. Это достигается прерыванием постоянного тока и рас­пределением его по фазам трансформатора с помощью тиристоров. Изменение направления потока энергии требует изменение зна­ка мощности Pd = UdId, развивае­мой выпрямителем, что достигает­ся только за счёт изменения на­правления тока Id или напряжения Ud. Изменить своё направление ток не может, так как тиристоры обла­дают односторонней проводимостью, поэтому это достигается путем изменения угла регулирования ар. Чем больше угол регулиро­вания, тем меньше будет выпрямленное напряжение и, наконец, мо­жет достигнуть такого значения, которое будет меньше ЭДС, воз­никшей на зажимах электрической машины, если ее перевести в ре­жим генератора, начиная вращать якорь от постороннего источника энергии (кинетическая энергия поезда или другие источники энергии).

Реверсивные преобразователи

Реверсивные преобразователи применяются для бесконтакт­ного регулирования частоты вращения якоря двигателя посто­янного тока за счет изменения подводимого напряжения к об­мотке якоря или за счет изменения напряжения на зажимах об­мотки возбуждения. Чаще всего в таких преобразователях применяется две группы тиристоров: одна работает в режиме ин­вертирования, а другая — в режиме выпрямления.Рассмотрим работу реверсивного преобразователя, у которого тиристоры в каждой группе включены по трехфазной нулевой схеме, а между собой группы соединены встречно-параллельно (рис. 6.3). Двигатель подключается к схеме преобразователя через дроссель, который обеспечивает режим непрерывного тока.

-2

Тиристоры VS1— VS3 составляют катодную группу и работают как выпрямители в об­ласти положительных напряжений на анодах, а тиристоры VS4—VS6 образуют анодную группу и работают при отрицательных напряже­ниях на катодах. Уравнительные дроссели (УД) предназначены для ограничения уравнительных токов, которые возникают в переход­ных режимах. Вып­рямленное напря­жение преобразова­теля будет равно нулю в том случае, когда отпирающие импульсы подаются на группы тиристо­ров со сдвигом на 90° по отношению к моменту есте­ственного открыва­ния (точки а, б, в, г для тиристоров VS1—VS3 и точки к, л, м для VS4—VS6). Если на тиристоры VS1—VS3 подать отпи­рающие импульсы с углом регулирования ар = 60°, то они включат­ся и через тиристор, допустим VS1, будет протекать ток, значение которого определяется выражением:

-3

Для того, чтобы затормозить двигатель или изменить направле­ние вращения вала якоря, необходимо, на, тиристоры VS1—VS3 по­дать импульс управления с углом ар = 90°, а на тиристоры VS4—VS6 с углом управления а = 120°. Тогда первая группа тиристоров выключится, а вторая включится и напряжение на зажимах преобразо­вателя будет иметь прежний знак, но значение его UdH2 будет не­сколько меньше ЭДС двигателя Еа. По цепи через дви­гатель, тиристоры второй группы и трансформатор будет проте­кать ток, IdH2, значение которого определяется выражением

-4

Таким образом, преобразователь перешел в режим инвертора, преобразуя постоянный ток, вырабатываемый двигате­лем, в переменный. Происходит замедление вращения вала якоря двигателя (торможение) и одновременно возврат энергии в сеть, так как ток Id изменил знак на противоположный.

Основные параметры, характеризующие преобразователи: коэф­фициент полезного действия; коэффициент мощности. КПД вып­рямителя определяется отношением полезной мощности Pd к мощ­ности, потребляемой из сети P1 - Pd + АР (где АР — потери мощно­сти в выпрямителе). В свою очередь потери АР складываются из потерь в вентилях АРа, питающем трансформаторе АРтр и фильт­ре АРф. Потери во вспомогательных устройствах АРвс составляют 0,5—1,5 % от АPd. Наиболее значительны из всех потерь в венти­лях АРа и трансформаторе АРтр. Все остальные потери по сравне­нию с этими незначительны и в расчетах не учитываются.