Найти в Дзене
PROG ISLAND

Prog Island: SPRING (UK) "Spring" (1971) Короткая английская весна...

SPRING (UK) - "Spring" (1971)

Spring (LP) – May, 21st 1971 (RCA Neon NE 6, UK)

The Prisoner (Eight by Ten) (5:34)/Grail (6:44)/Boats (1:53)/Shipwrecked Soldier (5:08)/Golden Fleece (6:59)/Inside Out (4:49)/Song to Absent Friends (The Island) (2:47)/Gazing (5:54)

+bonus tracks in CD-only – 1992/2002 (The Laser's Edge LE 1012, US)

Fool's Gold (6:26)/Hendre Mews (7:14)/A World Full of Whispers (3:57)

+bonus tracks in CD-only – 2015 (Esoteric Recordings ECLEC 22495, UK)

Disc Two: Devil's Bandits (Jack & Jim) (5:20)/Hendre Mews (first version) (4:34)/World Full of Whispers (3:47)/Painted Ship (4:03)/High Horses (5:45)/Fernleigh Avenue (3:58)/Blackbird (Helping the Helpless) (4:22)/Beautiful Losers (3:57)/Flying Is an Easy Speed (Get My Share) (3:37)/Fool's Gold (6:25)/Hendre Mews (extended version) (7:09)/World Full of Whispers (alternate version) (3:56)

Total time: 39’48 (56’53 – Bonus disc, 2015)

Pat Moran - vocals, mellotron/Ray Martinez - lead & 12-string guitars, mellotron/Kips Brown - piano, organ, mellotron/Adrian "Bone" Maloney – bass/Pick Withers - drums, glockenspiel

Produced by Gus Dudgeon of Tuesday Productions for Rockfield Productions.

All tracks recorded at Trident Studios, London, except for “Gazing” and “Grail”, which recorded at Rockfield Studios, Monmouth.

Engineer (Trident): Robin Geoffrey Cable.

Engineer (Rockfield): Kingsley Ward.

Album designed and photographed by Keef.

Корни SPRING уходят в 1965 год в город Лестер, когда Пэт Морано (Pat Morano) (ударные), Денис Нолан (Denis Nolan) (гитара), Адриан “Боун” Молони (Adrian“Bone” Moloney) (бас) и Леон Оливье (Leon Olivier) (вокал) сформировали группу SLEEPY JOHN'S OPUS. Позже группа превратилась в SISSY, Леон Оливье ушел, а Пэт Моран освободил место барабанщика, чтобы стать вокалистом, а Барри Стивенс (Barry Stephens) заменил его за барабанной установкой. К июню 1969 года группа стала известна как SPRING и имела состав, состоящий из Пэта Морана, Адриана Молони, Тони Шипмана (Tony Shipman) (гитара), Грэма Бевина (Graham Bevin) (клавишные) и Терри Эббса (Terry Abbs) (ударные).

11 июля 1969 года, возвращаясь домой с отмененного концерта в Кардиффе, участники SPRING оказались в затруднительном положении в районе Монмута, когда в их фургоне закончилось топливо. Блуждая по улицам в поисках гаража, они встретили Кингсли Уорда. Уорд был соучредителем Rockfield Studios недалеко от Монмута в 1963 году со своим братом Чарльзом, и он был в поиске новых, исключительных молодых талантов. Кинсли сообщил группе, что у него есть студия звукозаписи, и пригласил их вернуться на экскурсию по Рокфилду, который располагался в переоборудованной ферме. Музыканты так хорошо поладили с ним, что Уорд дал им бензин, необходимый для возвращения домой, а также убедил группу приехать в студию Rockfieldи сделать несколько записей. Это привело к тому, что Кинсли Уорд стал менеджером SPRING.

Rockfield Studios
Rockfield Studios

Группа продолжала писать материал и выступать с концертами в растущем андеграунде Великобритании, но к ноябрю 1969 года Тони Шипман и Терри Эббс покинули группу, чтобы их заменили Рэй Мартинез (Ray Martinez) и Пик Уитерс (Pick Withers) соответственно.

Рэй Мартинез и Пик Уитерс были участниками поп-группы под названием THE PRIMITIVES. Мартинес и Уитерс были недовольны музыкальным направлением своей группы и начали поиски другого перспективного рок-коллектива. Рэй Мартинез так рассказал об этом: “Я наткнулся на рекламу SPRING в Melody Maker. Там было сказано, что они ищут гитариста. Итак, я пошел на прослушивание, где к своему немалому удивлению обнаружил своего коллегу по старой группе Пита Уитерса. Оказывалось, что они только что наняли его в качестве барабанщика! По стечению обстоятельств он тоже узнал, что SPRINGищут еще и барабанщика, и так мы с ним получили новую работу”.

Но кадровая чехарда на этом не закончилась. К январю 1970 года Грэм Бевин также покинул SPRING, ему на смену пришел Кипс Браун (Kips Brown), и наконец с новым клавишником то окончательный состав SPRING был сформирован. Последовали месяцы дальнейшего написания материала и выступлений на концертах, прежде чем Кингсли Уорд убедил продюсера Гаса Даджена поработать с группой над их дебютным альбомом в Rockfield studios. Рэй Мартинез вспоминает: “Кингсли Уорд пригласил Гаса в Монмут посмотреть, как мы играем. Поскольку у нас не было запланированных концертов на это время, мы установили наше оборудование прямо в студии в Рокфилде и играли для него там. Все это было немного странно, потому что мы находились в одном конце студии, а Гас в другом. Но ему понравилось то, что он услышал, и он был рад согласиться спродюсировать альбом для нас”.

Материал, выбранный для записи, представлял собой комбинацию старых песен, относящихся по времени еще к тому периоду, когда Мартинес и Уитерс еще не были приняты в группу, и нескольких новых композиций. У Рэя Мартинеза нет ничего, кроме самой высокой похвалы в адрес Гаса Даджена за то, как он работал с молодой группой: ”Он, конечно, был очень профессионален, но в то же время и очень расслаблен и доброжелателен. С ним было так легко работать, и это доставляло нам всем большое удовольствие. Да, он приложил руку к проработке и аранжировке некоторых песен. Но что он действительно хотел сделать, так это передать в записи все наши лучшие качества, которые, по его мнению, были у нас как у группы”.

Мартинез продолжает: “Мы начали запись в Рокфилде, затем отправились в столичную студию Trident в Сохо, после чего мы снова вернулись в Рокфилд. Мы записали альбом, по сути, живьем, просто как живое выступление, концерт. Мы просто расположились в студии, настроились, и стали играть, как на концерте. После этого, конечно, были добавлены все необходимые наложения. Со стороны это может показаться быстрым процессом, мы все знали, что кому делать, поэтому нам не потребовалось много времени. На самом деле, это может быть лучшим способом записи. Если же у вас есть много свободного времени, это может лишить группу энергии и духа. Гораздо лучше войти и сделать все это, не возясь, и не тратя кучу времени”. Мартинез заодно оживленно вспоминает, что в Лондоне, у их квинтета был весьма именитый сосед, работавший в это же время в соседней студии, когда они были в Trident: “Джордж Харрисон (George Harrison) был в студии по соседству с нами. Но у меня так и не было возможности встретиться с ним. У меня никогда не хватало смелости постучать в дверь и представиться!”. Гитарист вспоминает и свою последнюю сессию при записи альбома: “Это была моя гитарная партия в песне “Gazing”. Мне пришлось сделать это в 6 утра в Рокфилде, потому что у Гаса были сжатые сроки и другие обязательства. Но мы все уладили вовремя”.

Один факт, всегда упоминаемый об одноименном альбоме SPRING, заключается в том, что трое участников группы действительно играли на Меллотроне, что выделяло их среди многих своих сверстников. “В те времена Меллотрон был в новинку и очень популярным инструментом из-за своих возможностей, и хотя он был достаточно непрост в обращении, да просто он был очень громоздким, однако многие группы, такие как YES, BARCLAY JAMES HARVEST и MOODY BLUES, использовали его, - вспоминает Мартинез, - Но у нас действительно на Меллотроне играл не только штатный клавишник. На нашем альбоме Кипс, конечно же, использовал его вместе со своим органом Хаммонда. Но и я с Пэтом тоже иногда могли немного поиграть на нем. Это был такой громоздкий, огромный инструмент, что, как только мы его установили, имело смысл максимально использовать его, хотя, конечно же, это никогда не делалось в ущерб самим композициям. У Меллотрона было две клавиатуры, так что двое из нас могли играть на нем одновременно, что было очень необычно и интересно”.

Ненадолго еще отвлечемся от истории SPRING. Поговорим сейчас о бизнесе, а конкретно, о звукозаписывающей индустрии. Времена на дворе тогда стояли такие, что все крупные лейблы ввиду своей огромной структуры были достаточно неповоротливы, с одной стороны, а с другой, - персонал этих лейблов, матерый и уже немного зазнавшийся, просто не мог быстро реагировать на стремительно меняющийся музыкальный рынок. Рок-музыка, только-только появившаяся, как отдельная рыночная ниша, в конце 60-х – начале 70-х бурно развивалась, появлялись новые стили и подстили, очень быстро сложилось совершенно другое отношение к долгоиграющим пластинкам на 33 оборота, - дискам-гигантам, как называли их в Советском Союзе, или просто 12-дюймовым LP, как принято было “у них”. До этих пор LPпредставляли собой всего лишь, по сути, сборники песен, ранее выходивших на синглах, самом популярном формате, которые можно было быстро слушать и быстро менять, отсюда и сверхпопулярность 7-дюймовок, - музыкальные автоматы и радиостанции были крупнейшими потребителями синглов. Но благодаря рок-музыкантам появилось понятие “Альбом”, ведь LP давал гораздо больший простор для творческим замыслов, музыканты не были зажаты во временные рамки сингла, и песни постепенно провращались в развернутые композиции, длительность звучания которых была ограничена не 3-4 минутами, а можно было развернуться и на все 20! Особенно, конечно же, это стало практически нормой в психоделическом и прогрессивном роке, самых популярных жанрах среди университетской молодежи в конце 60-х. Поэтому крупнейшие игроки в этом бизнесе вынуждены были реагировать на все эти изменения, создавая отдельные подразделения, специализацией которых и были эти жанры рок-музыки. Незамедлительно последовавший успех Vertigo (Phillips) и Harvest (EMI) вдохновил и воротил монстра индустрии RCAна создание своего собственного аналогичного подразделения, - Neon. Возглавить новый “значок” поручили Олаву Вайперу, который основал компанию Vertigo для Phillips в 1969 году. И именно на этот лейбл и подписали SPRING. Поэтому возвращаемся к нашим героям.

Original LP
Original LP

Альбом был выпущен в просто роскошной упаковке, это было решение нового руководства RCA Neon. Неудивительно, что дизайн обложки был поручен Маркусу Кифу, который разработал множество обложек для ранних альбомов Vertigo, включая знаменитую обложку для дебютного альбома BLACK SABBATH. Но затем RCA пойти еще дальше и решили выпустить пластинку в тройной раскладной обложке, что было действительно экстравагантно. Но в этом также было какое-то несоответствие, потому что, по слухам, на самом деле было выпущено всего 2000 копий пластинки и было довольно странно, что при таком незначительном тираже было столько затрат на одну обложку. Итак, с одной стороны, столько было вложено в обложку пластинки, но, с другой стороны, похоже, что на фирме не были уверены, что удастся продать много копий!

Группа, безусловно, внесла свой вклад в продвижение альбома, составив обширный гастрольный график. Снова слово Мартинезу: “Мы очень много выступали. Мы дали много концертов в колледжах и трижды отыграли в Marqueeв Лондоне. Но самым важным тогда для нас событием стало то, что мы открывали шоу THE VELVET UNDERGROUND в Лондоне. Естественно, это привлекло к нам много внимания и прессы и публики, как вы можете себе представить. Мы тогда много у кого на разогреве играли, при этом мы играли весь альбом вживую, за исключением двух треков, “Boats” и “Song To Absent Friends (The Island)”.

К сожалению, несмотря на превосходное качество записи, альбом не очень хорошо продавался, и Адриан "Боун" Молони уволился в сентябре 1971 года, на замену ему взяли американского музыканта Пита Децинидиса (Pete Decinidis). Вскоре после этого ушел и Рэй Мартинез: “У меня возникли разногласия с остальными по поводу того, как группа должна развиваться в музыкальном плане. Я хотел, чтобы мы продолжили двигаться по пути прогрессивного рока, который мы начали на нашем альбоме. Но остальные ребята не захотели присоединиться ко мне, даже несмотря на запись нового материала для предлагаемого последующего альбома”. К тому же, RCA вдруг приняли озадачивающее решение исключить SPRINGиз своего списка исполнителей. Слушая сегодня превосходный материал, записанный группой для предполагаемого второго альбома, это решение лейбла еще более сбивает с толку. И в связи со всеми событиями SPRING вскоре после этого прекратили свою деятельность, группа просто напросто распалась.

После распада группы каждый из участников пошел своей дорогой. Пэт Моран стал инженером в той же студии Rockfield, где все и начиналось. К примеру, он работал над альбомом RUSH A Farewell to Kings. После он стал уважаемым продюсером, среди его работ в этом качестве такие альбомы, как Soldier Игги Попа, Choose Your Masques HAWKWIND, The Principle of Moments Роберта Планта и No Place Like Home BIG COUNTRY К сожалению, Пэт Моран скончался в 2011 году.

Рэй Мартинез стал очень востребованным сессионным гитаристом, его активно приглашали для работы как в студии, так и для живых выступлений. Работал с такими музыкантами и коллективами, как Тим Роуз (Tim Rose), Майкл Чепмен (Michael Chapman), ALKATRAZ, Роберт Плант (Robert Plant) и многими другими.

Пик Уитерс поначалу тоже остался работать в хорошо знакомой студии Rockfield, став там, можно сказать, штатным сессионным барабанщиком. Он появлялся на записях, среди прочих, Дэйва Эдмундса (Dave Edmunds), групп THE JOHN DRUMMER BAND и MAGNA CARTA. И что самое интересное, спустя всего несколько лет он стал барабанщиком DIRE STRAITS, отыграв на первых четырех альбомах группы.

Что ж, музыка SPRING является ярким представителем своего времени, в ней явно прослеживается связь с бурными и волнительными годами конца 1960-х годов, но вместе с тем в их дебютном альбоме также нашлось место и самым совершенным технологиям того времени. Музыка группы никогда не омрачит никому настроение, всегда даря позитив и радость, и звуковое пиршество, и в этом величие музыки. “Как тогда было принято, все композиции были довольно длинными, - вспоминает Рэй Мартинез, но мы никогда не делали это специально, в угоду моде. Наши композиции просто рождались такими, мы не стояли над пультом с секундомером. И теперь я могу с гордостью оглядываться назад на то, что мы сделали. Конечно, сейчас альбом звучит немного старомодно, но он звучит в духе своего времени, и звучит просто прекрасно! Когда я включаю его уже сейчас, в наши дни, а я время от времени это делаю, он вызывает поток замечательных воспоминаний и положительных эмоций. И тот факт, что копии оригинального альбома так востребованы до сих пор, меня удивляет, но это все же чертовски приятно”.

Александр Ковтун(© Prog Island, СПб, август2021)