Начало творческого пути
Сандро Боттичелли (настоящее имя которого – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи) – итальянский художник эпохи Возрождения периода кватроченто. Родился в 1445 году в семье кожевника в прекрасном городе Флоренции. Боттичелли – прозвище, которое перешло к Сандро из-за старшего брата, которого прозвали «бочонком» из-за немного округлых форм.
Антонио, другой брат Боттичелли, был золотым мастером, поэтому Боттичелли с юных лет был приближен к миру искусства. Но, вопреки желаниям семьи, он не пошел по стопам отца и брата. Он стал «ювелиром своего дела» в живописи: на него картинах всегда замечаешь ювелирные узоры, золотые нити, орнаменты и тщательно прорисованные детали одежды и украшений.
Отец Боттичелли, узнав о страсти юного сына к живописи, решает отдать его на обучение к фра Филиппо Липпи. Учеба длилась пять лет.
Фра Филиппо Липпи (1406-1469) – флорентийский живописец (приставка «фра» означает «брат», Филиппо Липпи был монахом). У него есть удивительная работа «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».
Очень похоже на работы Сандро Боттичелли: облик Мадонны, объемность фигур, детально прорисованный фон, внимание к деталям одежды.
В 1467-1468 гг. Филиппо Липпи уезжает в Сполето. Сандро переходит в мастерскую Андреа Верроккьо, где Леонардо да Винчи был подмастерьем.
Основные работы этого периода – все те же Мадонны.
Между 1470 и 1475 складывается привычный нам стиль творчества Боттичелли. Он по-своему оценивает женственность: скромность, внутренняя показательная чистота и кротость, мягкость, – весь набор существующих канонов изображения женщин на картинах (в основном, Мадонны) он видоизменяет, придавая изображенным страстной, загадочность, красоту, грацию.
Мадонна для Воспитательного дома. Посмотрите на лицо, на котором уже нет признаков невинности или детской одухотворенности.
В мастерской у Андреа Верроккьо проучился примерно год, после чего начал работать самостоятельно.
Расцвет таланта и всеобщая известность
Первое упоминание о Боттичелли как о художнике – 1470 год, когда он совместно с Пьеро дель Поллайоло создает фигуру Стойкости для купеческого цеха во Флоренции.
С 1470 года Боттичелли работает в своей мастерской.
А вот картина того же времени на тот же сюжет Антонио Поллайоло:
В отличие от картины, созданной годом позже Антонио Поллайоло (флорентийский живописец), у Боттичелли отсутствует изображение боли и страданий. Нет истории, других героев действия, что особенно необычайно для такого сюжета, никаких бытийных подробностей. Есть только Себастьян, физическое совершенство которого как будто подчеркивается стрелами. И они не доставляют ему особых хлопот, судя по лицу. Он смотрит на нас совершенно невозмутимо и уверено, как будто так и должно все быть.
Появляются работы, ориентированные не на коллективного заказчика и не для всеобщего обозрения. Заказы поступают от частных лиц, меценатов и покровителей искусств, простых горожан, которые хотят получить определенную работу и повесить ее у себя дома. Требования к выполнению определяли сами заказчики.
Большое количество заказов приходило от представителей семьи Медичи. Появляется заинтересованность в действии, изображении перспективы. Сами сюжеты и их интерпретация меняются за счет новых возможностей. Реальность вписывается в рамки картины: религиозные сюжеты трактуются на современный лад. При этом никакой повседневной жизни и бытовых сцен.
Картина написана по заказу богатого флорентийца Гаспаре ди Дзанобе дель Ламы. Конечно же, заказчик изображен на работе: смотрящий на нас человек в светло-синей одежде. Непримечательный, тем не менее вписанный в религиозный сюжет. Но кроме заказчика, тут и семья Медичи: Козимо Медичи (коленопреклонный перед Девой Марией), Пьеро ди Козимо (в красной мантии), рядом с ним Джованни ди Козимо, и, наконец, Лоренцо Медичи (слева, очень гордый и красивый) и его брат Джулиано, который в толпе в черном одеянии. Тут есть и сам Боттичелли – справа в уголочке, смотрящий на нас.
Сравните эту картину с более ранней работой Боттичелли:
Тут еще нет героев, заказчиков, известных лиц – их не различить в общей массе. Внимание тут сосредоточено на атмосфере, действии и сюжете. Да и цветовая гамма не такая интересная.
После 1475 года Боттичелли создает несколько портретов не только людей влиятельных и знаменитых, но и обычных городских жителей.
«Портрет неизвестного». Обычно портретируемых изображали либо в профиль, либо в три четверти. Тут же Боттичелли написал юношу практически в фас. И он смотрит на нас. Также, есть задний фон, которого раньше особо никто не изображал. Место, где изображена медаль – лепной рельеф, пастилья, из глины сделанная копия медали. И тщательно прописанные руки с красивым перстнем. Внимание к портретируемому, интерес к лицу, мимике, глазам, даже рукам, – все это попытки Боттичелли понимать человека через внешний облик. Передавать внутренний индивидуальный мир. Эта особая заинтересованность в человеке как таковом, провозглашение духовной жизни, включение гуманистической мысли. И все эти идеи он попытался запечатлеть в этом портрете. Потому что герои действия сменяются героями мысли.
В 1480 году вместе с Доминико Гирландайо выполнил работу по заказу семейства Веспуччи. Одну фреску создал Гирландайо (Святой Иероним в келье), вторая часть алтарной преграды досталась Боттичелли. Сандро очень серьезно подошел к этому заказу: ему было необходимо доказать всем, что он великий живописец. И превзойти Доменико Гирландайо.
Конечно же, Боттичелли всем все доказал. Святой Августин на фреске Боттичелли получился намного живее, чем «Святой Иероним» Гирландайо. В Августине видна идея, которая всецело завоевала его внимание; он изображен в моменте, в работе, в мыслях. Хотя у Гирландайо тоже интересная фреска получилась.
«Святой Августин» – не первая фресковая работа Боттичелли, но одна из первых сохранившихся. Была еще большая фреска во Флоренции, где Сандро изобразил казнь через повешение руководителей заговора Пацци, которые убили Джулианно Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Безумно интересно было бы посмотреть на эту работу. Еще было тондо Мадонны, но работа тоже утеряна.
«Святой Августин» принес славу юному живописцу. О нем начинают говорить как об исключительном художнике, способном создать истинное произведение искусства.
Роспись Сикстинской капеллы
Рим, 1481 год. Недавно завершилось строительство Сикстинской капеллы. 27 октября был подписан договор с четырьмя флорентийскими живописцами для росписи стен. В числе мастеров был и Сандро Боттичелли. Почему именно флорентийскими? Потому что это был некий знак примирения между Сикстом и Лоренцо Великолепным. Тем более саму Сикстинскую капеллу проектировали флорентийцы.
По словам Вазари, Сикст IV поручает Боттичелли руководить всей работой не только из-за профессиональных навыков: Боттичелли умело справлялся с организационными работами, улаживал конфликты, разбирался в недопонимании художников (говоря современным языком, кроме «hard skills» - навыков чисто профессиональных, Боттичелли мастерски применял в работе «soft skills», гибкие навыки). Хотя многие современные искусствоведы считают Пьетро Перуджино ответственным руководство работами.
Боттичелли выполнил три крупные работы и 11 портретов пап.
Мифологические работы
Конечно, Боттичелли – это «Весна», «Рождение Венеры» и «Венера и Марс». Особенно первые две работы, которые являются признанными шедеврами эпохи Возрождения. И действительно, смотря на них, невольно поражаешься тому, что время создания работ – пятнадцатый век.
Прежде чем смотреть на эти работы, хочется рассказать немного о том, что вообще творилось в Италии.
Как-то раз один итальянский философ и католический священник Марсилио Фичино на очередной проповеди начинает читать «Тимея» Платона. А не проповеди о заповедях блаженства или Христовых страстях.
И именно этот человек становится основателем Платоновской академии в 1462 году, в рамках которой развивался итальянский неоплатонизм. Это было объединение многих итальянских философов, литераторов, художников и прочих великих умов Флоренции, цель которых состояла в объяснении (или объединении) языческой и христианской философской этики.
В общем, это было время активного возрождения Античности, заинтересованность в человеке, его внутреннем мире. И учение о прекрасном – эстетики.
В 1480-х гг. Платоновскую академию посещает Сандро Боттичелли. Поэтому неоплатонизм так или иначе повлиял на творчество художника. К тому же, в академии считали, что каждый художник должен нести свою индивидуальность, создавать новое и самовыражаться с помощью искусства.
Боттичелли писал на античные и мифологические темы. До него мало кто в эпоху Ренессанса отважился на такой смелый шаг.
До сих пор нет единой трактовки сюжета, композиции, вообще всего, что хотел сообщить нам Боттичелли. Нам остается только любоваться. А любоваться тут можно всем: удивительные прозрачные платья, из-под которых видны очертания тела (не зря они три Грации!), платье Флоры с тщательно прорисованными на нем цветами (исследователи насчитали около 170 видов цветов на картине), окружающая атмосфера. Вроде бы темновато, но нет ощущения удушья или сгущающийся темноты. Все гармонично сочетается между собой. И что самое интересное, эта картина - как музыка. Как будто каждое движение наполнено мелодией и звуками.
Кто же тут у нас?
Слева - Меркурий, очень увлеченный каким-то делом.
Возле него - три Грации. Красота, наслаждение, целомудрие.
В центре - сама Венера, которая заправляет всей этой вечеринкой.
Подле нее в удивительно красивом платье - Флора, которая напоминает Симонетту Вепуччи (хотя Венера тоже похожа на нее - все-таки женские образы у Боттичелли имеют ряд общих черт) - главную модель многих картин Боттичелли. Правда, сама она ему никогда не позировала.
Прилетевший справа мужчина - Зефир, который пытается схватить Хлориду.
Интересно, что у всех персонажей нет объединяющей истории. Многие исследователи предполагают, что на картине изображен весенний сезон: вот дует сильный мартовский ветер, который сдувает с Флоры цветы, чтобы усеять ими еще промозглую почву. Венера - богиня апреля, поэтому она следит за происходящем. Меркурий - бог месяца мая, который выступает как страж всего того, что происходит вокруг. И прогоняет остатки облаков, чтобы лето началось так, как положено. Возможно на картине он как раз пытается расчистить небо.
И это все – связь с красотой, божественной красотой, которой можно и нужно любоваться. Венера как богиня любви и красоты, Грации, которые в философии Фичино трактуются как выражение наслаждения, как движение самой красоты.
Тут все относительно понятно. Афродита, она же Венера, согласно античной мифологии, рождается из морской пены. На картине она не стоит, а парит над раковиной, которая несет ее к морскому берегу. Тут все внимание исключительно на Венеру: задний фон как бы дополняет общую картинку, но на него особо внимания не обращаешь; до чего удивительно красива получилась Венера. Изгибы тела, волосы, развевающиеся на ветру, скромность и чистота в каждом видимом движении. И лицо удивительной красоты и выразительности, хотя и отмеченное какой-то легкой грустью и задумчивостью. Она неземная, в отличие от Венеры на «Весне»: там она является хозяйкой земли, здесь же она предстает нам как богиня, которая едва ступает в мир.
И тут опять же тема любви, о которой писал Фичино: «Любовь - это желание красоты».
Великолепные работы.
Бог войны и богиня любви. Прообраз Марса - Джулиано Медичи, брат Лоренцо Великолепного. Венера - конечно же, Симонетта Веспуччи. На картине - полная гармония и спокойствие. Спящий Марс, Венера, любующаяся своим возлюбленным, несносные сатиры, которые, улучив момент, играются доспехами Марса.
Интересно сравнить картину Боттичелли и работу Пьеро ди Козимо, написанную чуть позже.
Сюжет тот же. Но посмотрите, как чувственно, плавно, гармонично и тонко написана работа Боттичелли: одна одежда Венеры чего стоит. И ее взгляд, опять-таки, задумчиво-грустный, немного отрешенный от внешнего мира. У Пьеро ди Козимо фигуры менее живые и подвижные, они тяжеловаты и неестественны. Нет той грации и гармонии, которая исходит от работ Боттичелли.
У него все волшебнее.
Новелла о Настаджо дельи Онести
В 1483 году Боттичелли создает серию картин, посвященных приключениям Настаджо дельи Онести - героя одного из рассказов «Декамерона» Бокаччо. Это история о юноше, который:
1. Встречает на своем пути обнаженную девушку, которую преследует стая собак:
2. Встречает своего прадеда, который вновь и вновь переживает сцены погони со своей влюбленной. Он покончил с собой, поэтому теперь это его, так сказать, личный ад:
3. Настаджо решает устроить пир на этом месте, чтобы все гости посмотрели на это представление. Дочь семьи Траверсари, испытывая жуткий ужас, соглашается выйти замуж за Настаджо (странное решение, учитывая увиденное. Вот как надо уговаривать девушек жениться):
4. Собственно, свадьба:
Религиозные работы
Помимо работ на светские и мифологические сюжеты, Боттичелли получал много заказов на религиозную тематику. Это были как и большие циклы фресок, так и многочисленные Мадонны.
Интересно, что все пространство перегружено: нет привычного заднего фона, где изображен уходящий вдаль мир, все очень приближено. Это hortus conclusus – замкнутый сад, символика Девы Марии в средневековой и ренессансной живописи. Тут все по-другому: четкая симметрия, угловатость фигур, Мадонна с неестественно удлиненным телом; она как будто не замечает своего сына, полностью погрузившись в свои, судя по выражению лица, печальные думы.
Теперь задний фон – внутреннее убранство здания, с роскошными красными шторами и многочисленными деталями. Фигуры изображенных неестественно удлинены. Да и вообще, складывается ощущение какой-то грусти и тревоги: все в напряжении, нет той легкости, которая присуща более ранним картинам Боттичелли.
Главное действие происходит в небесном мире, а не на земле, что нетипично для Боттичелли: обычно он изображал религиозные сюжеты в привычной, местами современной обстановке. Многие исследователи полагают, что эта картина знаменует начало кризиса творческой деятельности художника. И действительно, как отличается эта работа от Алтаря Сан-Барнаба или же Алтаря Барди.
Опять спустились на землю. Одежда Мадонны обычная и не роскошно украшенная. Она предстает как обычная хрупкая девушка. А какие у нее прекрасные руки! Вообще, все здесь очень и очень завораживает: складки одежды архангела Гавриила, его полупрозрачные крылья, вид, открывающийся из окна с замками-башенками, мостом и деревьями. Как мне нравится эта работа.
Мадонны
Боттичелли написал очень много Мадонн. И одним из первых начал использовать тондо – изображение, вписанное в круг. Мадонны Боттичелли – прекрасны. Идеальные, невероятно красивые, богато одетые в современные платья. Это не скромные девочки с ангельскими выражениями лица. Это уверенные в себе и в своем величии девушки. Против такого образа идеализированной Мадонны выступал Савонарола, говоря о том, что во флорентийские церкви впустили Дев в образе девушек легкого поведения (Савонарола – доминикансикй монах и проповедник, выступавший против всего светского и не особо религиозного; сжигал предметы искусства, кричал о чистоте души и отказе от всех земных наслаждений, проповедовал аскетичный образ жизни).
Поздние работы
Обнаженная женщина – Истина, старуха в черном одеянии – Раскаяние. Сама Клевета – красивая девушка в центре (в бело-голубом одеянии) со своими не менее красивыми спутницами – Коварство и Обман. На троне – царь Мидас, которому шепчут в уши всякие гадости Невежество и Подозрение. А мужчина напротив Мидаса – Зависть. Очень-очень динамично.
Картину «Клевета» трактуют по-разному: кто-то говорит, что это такой творческий расцвет после козней Савонаролы, под влияние которого попал и Боттичелли, и отождествляют «Клевету» с «Весной» и «Венерой»; другое мнение – эта картина подразумевает окончательное разрушение мифологии Боттичелли, его видения мира и творческой деятельности. Отсюда и сюжет – оклеветан то ли он, то ли Савонарола.
«Клевета» – прощальное обращение к античности, к мистической «Весне» и идеалистическим Мадоннам.
Дальше – портрет Данте 1495 года.
Кстати, в 1480-е годы Боттичелли создал иллюстрацию к «Божественной комедии»:
Что можно сказать о последних годах жизни и творчества Сандро Боттичели? До конца так и не установлено, как сильно попал под влияние Савонаролы Боттичелли. Несомненно, Сандро отказался от своего привычного исполнения работ.
Сравните картину «Возвращение Юдифи в Ветулию» 1470-1472 годов и «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».
Поздняя картина угловата, сдержана, лишенная фона и второстепенных персонажей. Она не так интересна, как его ранняя работа.
Последние живописные работы – панно «История Виргинии» и «История Лукреции».
Нельзя сказать, что картины Боттичелли позднего периода плохие. Но они – не то, что было раньше: нет той легкости, идеальности и пластичности. Нет атмосферы, которая наполнялось мелодией. Нет той безумной красоты от каждой детали, тщательно прорисованной Сандро.
Это все тоже хорошо, но совсем не то.
Сандро Боттичелли умер 17 мая 1510 года в бедности, одинокий и всеми покинутый. Его имя было надолго забыто, работы его не пользовались популярности. Только в XIX веке имя Боттичелли вновь вернулось во всемирную историю искусств.
#искусство #эпоха возрождения #культура #живопись