В 1760 году вышли в свет «Отрывки старинных стихотворений, собранные в горной Шотландии», иначе говоря, «Песни Оссиана». Энтузиасты фольклористики и не догадывались, что перед ними – одна из самых талантливых литературных мистификаций. Её автору, Джеймсу Макферсону, недоучившемуся священнику и школьному учителю, хотелось создать национальную мифологию – в данном случае кельтскую. И ему это удалось, хотя и на краткое время. Моды вообще преходящи.
А мода была – и какая! Молодой Вертер, герой Гёте, ставил Оссиана выше самого Гомера!
Что произошло потом, хорошо описал герой «Сталкера»:
А вот стоит в музее какой-нибудь античный горшок. В свое время в него объедки кидали, а нынче он вызывает всеобщее восхищение лаконичностью рисунка и неповторимостью формы. И все охают, ахают… А вдруг выясняется, что никакой он не античный, а подсунул его археологам какой-нибудь шутник… Веселья ради. Аханье, как ни странно, стихает.
Гёте был в восторге от Оссиана до тех пор, пока не узнал правду (а разоблачили Макферсона довольно быстро: слишком уж рьяно он взялся за «сиквелы». Урок современным литераторам). И вот уже автор «Вертера» выкручивается, как может. Он комментирует собственное творение: ну да, конечно, пока юноша был в здравом уме, он читал Гомера, а как помешался – тут и взялся за это…
«Это» оказалось весьма и весьма близко к фэнтези.
В какой мир вводит меня этот великан! Блуждать по равнине, когда кругом бушует буря и с клубами тумана, при тусклом свете луны, гонит души предков слушать с гор сквозь рев лесного потока приглушенные стоны духов из темных пещер и горестные сетования девушки над четырьмя замшелыми, поросшими травой камнями, под которыми покоится павший герой, ее возлюбленный!.
Перед нами типичный «оссианический пейзаж», который на рубеже XVIII-XIX веков эпигоны (и юный Пушкин в том числе) воспроизводили с такой же частотой, как нынешние сериальщики – средиземские ландшафты.
В «Песнях Оссиана», способ подачи фантастического отличался от принятых в то время методов — когда фантастическое повествование не сдерживается ни правдоподобием, ни внутренними закономерностями (литература чудесного), либо когда фантастическое объясняется рациональным (литература необычного). Романтическая фантастика, предок фэнтези, выбрала третий путь. В основе фэнтези – полная и безусловная достоверность событий и мира.
На основе цикла М.Назаренко «За пределами ведомых нам полей»
#синий сайт #писательство #писательское мастерство #фэнтези #литература