Найти в Дзене
Юрий Сосков

Shang-Chi and the Legend of the Ten Rings, 2021

Marvel мешают сами себе

Я влюбился в этот фильм в первые же 10 минут. В эти 10 минут кино показывает свои сильнейшие стороны: прекрасное понимание специфики жанра уся (направление в китайском фэнтези с упором на демонстрацию единоборств), наверное самую впечатляющую боевку, когда-либо показанную в киновселенной (бои тут часто заменяют диалоги и прекрасно передают эмоции), и мощнейший актерский выход Тони Люна - который одним взглядом и улыбкой способен поглотить все вокруг, включая любой запас зрительской любви.

«Шан-Чи» вообще принадлежит Люну целиком и полностью. История фильма, прежде всего - это история его героя, Венву, человека, поглощенного горем и отчаянно пытающегося вернуть себе семью, которую любил. В паре с визуальной составляющей, эта история делает «Шанг-Чи» одним из самых самобытных блокбастеров киновселенной, где сопереживание злодею едва ли не более важный пункт, чем достоверно показанный путь героя.

Последнему в «Шан-Чи» уготована в общем-то стандартная для любого марвеловского сольника роль, но стоит отдать должное Симу Лиу – смотрится он вполне органично. И если сценарий не особо раскрывает его героя до самого финала, в боевых сценах Лиу чувствует себя гораздо более комфортно на протяжении всего фильма.

Местная боёвка - невероятная заслуга координатора Брэда Аллана, легендарного постановщика трюков и протеже Джеки Чана, который успел поработать на множестве блокбастеров и которого в этом году, к большому сожалению, не стало («Шан-Чи» посвящен именно ему). Аллан воплощает в поединках казалось бы невозможный микс из драматичности больших азиатских фэнтези и веселья кунг-фу фильмов конца 80х – начала 90х (звездой которых был упомянутый выше учитель постановщика) – и это не ощущается пустым и обязательным для восточного колорита нагромождением знакомых элементов.

-2

Все описанное выше хочется смотреть бесконечно, но мешает этому тот факт, что мы смотрим поздний блокбастер Marvel. А это значит, что эмоциональное напряжение при любой возможности будут разбавлять шутками (дубляж тут традиционно лишь ухудшает ситуацию), а на наличие каких-то высоких ставок для второстепенных и в общем-то приятных персонажей можно даже не рассчитывать. Жертвой марвеловского подхода в «Шан-Чи» становится Аквафина, уже великолепно игравшая «белую ворону» на своей родине в великолепном «Прощании» Лулу Ван – но здесь низведенная до комедийного сайдкика с прокуренным голосом. Да, зрителю иногда нужно напоминать, что на экране во многом происходит очередной очень дорогой сеанс семейной психотерапии – но не ценой действительно красивых и эмоциональных сцен. Пожалуй, что в этот раз точно удалось в рамках помещения «Шан-Чи» в общую картину – это камео. Присутствие Вонга и Мерзости уже было показано в трейлерах, но главным тузом в рукаве становится возвращение одного из самых неоднозначных для фанатов персонажа – и это возвращение чувствуется органичным и в целом своевременным. Не буду спойлерить, но внимательные люди уже все давно разгадали и поняли.

-3

«Шан-Чи» - это большой шаг вперед по сравнению как с «Черной Вдовой», так и с сериалами от Marvel. Это масштабный и красивый блокбастер о горе и поиске семьи и своего места, которому не чужды самобытность и эксперименты, и в котором злодей настолько хорош, что вполне заслуживает сольного фильма. Он не пытается разрушить или пересмотреть чей-то существующий статус кво – ему интересна лишь его собственная история и то, как можно рассказать ее наиболее эффективно. И очень хочется верить, что в будущих сольниках новых героев Marvel попробуют отложить свою методичку подальше, чтобы вернуть своим фильмам былую очаровательность и самобытность.

В кино - со 2 сентября