Найти тему
Русский и Литература

Изменения в ЕГЭ по русскому языку 2022: рассматриваем демонстрационный вариант

Оглавление

Проект ЕГЭ по русскому языку 2022 на днях увидел свет. Ура! Теперь преподавательская братия сможет от осознания, что истина где-то рядом, перейти к конкретным и осмысленным действиям. Например, к оцениванию масштабов «катастрофы»… Шучу! На мой взгляд, кроме принципиально нового задания №1, изменения формулировки задания №16 и усложнения №19 в КИМе ничего не изменилось. Но обо всём по порядку.

Скажу честно, что, увидев обновлённый кодификатор по литературе, от которого у меня нервно задёргался глаз, я ожидала худшего. Но разговор о печальном, то есть о том, что теперь выпускникам надо будет готовить не только русскую, но и зарубежную литературу для получения заветной сотни по ЕГЭ по литературе, ещё впереди. А сейчас поговорим о приятном – о демонстрационном варианте КИМа по русскому языку.

1. Количество заданий в проекте КИМа осталось неизменным – 27.

Критерии оценивания тестовой части и сочинения также почти не изменились. Только теперь за №16 даётся не 2 балла, по баллу за каждый правильный ответ, а 1. Следовательно максимальный первичный балл за всю работу также уменьшился с 59 до 58.

2. №1 – это новинка и, пожалуй, самое неоднозначное задание в КИМе.

Скриншот демоверсии 2022
Скриншот демоверсии 2022

Оно представляет собой информационную обработку письменных текстов различных стилей и жанров. Текст, который в прошлые годы был компактным и состоял из 3-х предложений, теперь разросся до 3-х абзацев. И, вместо проверки умения сжато передавать главную информацию, сейчас надо уметь выполнять стилистический анализ текста. То есть рассуждать о грамматических особенностях текста, о наличии той или иной лексики, о средствах выразительности и особенностях выбранного автором стиля. Усложнение налицо. Но если успокоиться и приглядеться к заданию, то становится ясно, что его стоит подготавливать в тандеме с №26, проверяющим знание художественно-выразительных средств. Неплохо было бы повторить и функциональные стили языка, но это тема для отдельной публикации.

А пока предлагаю вам напомнить себе все средства выразительности для №26, которые даны в этой публикации.

Все средства выразительности для ЕГЭ в одной таблице
Все средства выразительности для ЕГЭ в одной таблице

3. В №16, посвященном знакам препинания в простом предложении, осложнённом однородными членами, и в сложносочинённом предложении с детерминантом и без, изменилась формулировка.

Теперь оно звучит так: «Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений». В сборниках прошлых лет чётко просили: «Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую». Вывод: количество предложений с одной запятой заранее не известно. Их может быть 2, 3 или 4. А балл за правильный ответ всего 1.

Теория для быстрого и эффективного решения №16 содержится в этой публикации.

4. №19 давно, видимо, раздражал составителей КИМа своей простотой.

Ведь там, за редким исключением, было представлено сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. И ученики, составив схему или мысленно выкинув придаточную часть, расставляли в нём знаки препинания с закрытыми глазами. Теперь лафа закончилась. Количество придаточных частей возросло, и задание, всё также проверяя знание пунктуации в СПП, усложнилось. Составление схемы стало строго обязательным.

Скриншот демоверсии 2022
Скриншот демоверсии 2022

На этом всё. Остаётся порадоваться, что «мутное» задание №22, промелькнувшее в перспективной модели ЕГЭ 2021, не утвердили. А задание №8, о котором я подробно рассказываю в этом материале, осталось прежним и приносит 5 первичных баллов.

Анна Терехова