Найти тему

Список обязательных навыков для ребенка, который идет в школу

Ну а что, 1 сентября не за горами, вчера была в дет мире, все уже скупают канцелярию. Вы готовитесь или пока наслаждаетесь финальными днями лета?

А я обдумывала, что же там такого обязательного? И нужна ли какая-то спец подготовка вообще? Кроме готовности учиться, конечно.

Думаю, что нужна, как минимум тем, кто:

1. Идет в 1 класс

2. Ребенок меняет класс / школу

3. У ребенка изменились обстоятельства (за лето произошло что-то, что вызовет внимание у сверстников)

4. У ребенка в классе были конфликты с одноклассниками или учителями в прошлом году/в прошлом классе

5. Кто долго пропускал

Вы поняли принцип, если что-то выходящее за рамки, то лучше подготовиться. Но к чему?

И поток мыслей привел меня от конкретных вещей, типа, как поставить на место обидчика, как защитить границы и выбирать друзей, к очень общим.

Что важно для ребенка в школе? Достаточно ли набора фраз, которыми можно ответить на оскорбление? Нет, важнее уважение к себе и к одноклассникам.

Ребенок должен понимать свою ценность, но при этом должен знать, что он – не единственный в классе, не уникален, его права важны, но не важнее прав других детей. Как и права других детей не важнее его.

Подчёркивая это, вы избегаете ситуаций, когда ребенок не может пережить, что выбор большинства не совпадает с его, когда ему не хватило полбалла до победы или когда его не выбрали для участия в каком-то проекте.

В таких ситуациях вы можете сочувствовать ему, поддерживать его, мотивировать, но показывать, что только дома, пожалуй, мир крутится (иногда) вокруг него, но в школе, таких как он собирается в классе 20-30, и важно учитывать наличие других детей, чтобы не случилось большого взрыва.

Важно уметь обозначать границы сразу, чтобы не пришлось их защищать. Странно молчать и терпеть притеснения, злиться, делать вид, что тебя устраивает, а потом вдруг взрываться как вулкан. Чем раньше и чем спокойнее он будет говорить другим, как с ним общаться, тем меньше у него будет разногласий.

Это простые слова «мне холодно, неудобно, так не нравится, без разрешения не бери, а мое мнение такое, а мне нравится, это твой выбор, а это мой, я не хочу, спасибо, нет»

Неплохо бы рассказать про права и обязанности в школе. И где они заканчиваются.

И про уважение к учителю. Вы мы видим ситуацию, когда ребёнок на уроке болтает, слушаешь музыку, учитель к нему подходит, делает замечание, а тот смеётся в лицо учителю. Учитель не знает, как призвать к порядку, ей/ему нужно вести урок, она/он берет телефон ученика из рук. На что он возмущается, что это его собственность, что он/она он имеет права, вырывает у неё/него телефон обратно, отталкивает. Кто прав?

Мы с вами прошли период, когда дети в школе были на последнем месте, а система на первом. Учитель был прав по умолчанию, с нас требовали беспрекословного подчинения. Мы чувствовали несправедливость, но сделать ничего не могли. Мы выросли, узнали, что в мире не везде такой подход к обучению, прежние раны засвербили, и мы стали готовить своих детей к защите и сопротивлению системе: «никто не имеет права на тебя кричать, заставлять, ругать, выгонять, осуждать, критиковать»

Мы правы? Да, но…

Делая упор на защите границ и сопротивлению несправедливой системе, не забыли ли сообщить детям, что у них есть и обязанности в школе: соблюдать дисциплину, слушать указания учителя по делу, по уроку, уважать его, соблюдать правила поведения на уроках?

Вот это важно. Ведь нет нужды трогать телефон, если он никому не мешает на уроке.

Да, вы скажете, а если учитель несправедлив и цепляется или, хуже того, травит. Тут другие обстоятельства, и конечно вступаться нужно, нужно защищать.

Не стоит готовить ребёнка к школе, как к войне.

Вы должны быть готовы ко всему, и тогда сможете быть для ребёнка плечом - скажите, что вы рядом, и если что-то не так, всегда подключитесь. И помимо себя убедитесь, что у него есть ещё помощники, те, к кому можно обращаться и кто не подведёт.

Школа должна быть безопасным местом. Это ответственность не только школы, но и каждого из нас.

Что думаете?