― У вас плохие диалоги, ― говорит редактор начинающему сценаристу.
― Почему? ― недоумевает автор сценария.
― Блеклые фразы, слушать скучно. Да и актерам играть будет не интересно.
― Хороший актер сможет сыграть даже телефонную книгу, ― возражает сценарист. ― Режиссер должен заставить актера играть правильно.
― Давайте еще раз пройдемся по отрывку вашего сценария.
ИНТ. Ночь. Салон комфортабельного VIP такси.
САША (томно): Может, поедем ко мне?
МАША (равнодушно): Мы еще плохо друг друга знаем.
САША (весело): Вот и познакомимся поближе.
МАША (повернувшись к окну, покрытому с наружной стороны каплями дождя): Я не такой человек.
САША (грустно): Твоя проблема в том, что ты не доверяешь людям.
МАША (грустно): Знаешь, ты, наверное, прав.
ТАКСИСТ (сердито): Куда ехать?
МАША: Остановите здесь. Мне тут недалеко до дома. Я хочу пройтись пешком.
САША (с надеждой): Я тебе завтра позвоню?
МАША (улыбаясь): Хорошо. Только звони после обеда, я сплю до двенадцати.
Саша остается в такси. Он смотрит как Маша идет по улице.
― Не хочу вас обидеть, ― говорит редактор, ― но это не диалог, а просто какая-то болтовня.
― Нет, вы очень даже хотели меня обидеть, ― фыркает автор. ― Я прочитал все книги по сценарному мастерству. Покупал курсы. Я знаю, что такое конфликт. Одна станица моего сценария равна примерно одной минуте фильма. Я соблюдал все правила. Строил арки персонажей. Применил пятнадцать структурных этапов Блейка Снайдера. С чего бы мои диалогам быть, как вы выражаетесь, блеклыми? Критиковать легко. Кто вы вообще такой? Всего лишь редактор. Вы сами хоть один сценарий написали?
Фильм не только смотрят, но и слушают.
Диалог ― это не только простая передача информации. Хорошие диалоги сродни поэзии. Реплики персонажей должны звучать, они обладают особым ритмом, тщательным подбором слов, смыслом. Спросите себя, фильм по вашему сценарию можно с удовольствием слушать по радио, без изображения?
Ради чего мы пересматриваем «Джентльменов удачи»? Чтобы вновь услышать:
«Помогите! Хулиганы зрения лишают!»
«Лошадью ходи, лошадью!»
«Это тебе не мелочь по карманам тырить!»
«Всё! Кина не будет! Электричество кончилось!»
Мы любим ироничные диалоги из фильма «Москва слезам не верит»:
― А вы что, тоже артист, да?
― Да, начинающий.
― Поздновато начинаете.
― Антон.
― А... по отчеству?
― Для вас просто - Антон. Отчество я приберегаю для подчиненных.
С наслаждением возвращаемся к «Бриллиантовой руке»:
«Поскользнулся, упал, закрытый перелом, очнулся ― гипс!»
«Если человек идиот ― это надолго!»
«Чтоб ты жил на одну зарплату!»
Нас радуют крылатые фразы из «Бойцовского клуба:
«На большом отрезке времени шансы каждого из нас на выживание близки нулю»
«Я обрел свободу. Свобода есть утрата всяческих надежд»
Ну и куда же без «Матрицы»?
― Больно глазам.
― Ты впервые ими смотришь.
«Мы не знаем, кто нанес первый удар: мы или они. Но вечный сумрак устроили люди»
Большое заблуждение, что фильм ― это в первую очередь визуальный ряд. Не лишайте слух зрителя удовольствия.
Задумайтесь, диалоги вашего сценария можно разобрать на цитаты?