Все началось с того, что кто-то занес в наш дом клопов. На дворе стояли "застойные" 70-е.
Нет не так!
Все началось с того, что в трехкомнатную хрущебу моих родителей вмещалось слишком много всего: библиотека в 35 тыс. книг, которой пользовались желающие со всего микрорайона; зоопарк - полсотни птиц, парных собак, кошек, белок, хомяков, бурундуков, змей, кроликов и прочее (рыбок не считаю) - все это плодилось и размножалось; люди, друзья и родственники, некоторые из которых "гостили" у нас годами.
Одна из таких родственниц баба Валя - троюродная тетка моей мамы - при двух живых сыновьях, чьи жены терпеть ее могли - жила у нас семь лет.
Мама на всю жизнь запомнила, как в детстве баба Валя заставила ее 15 раз переписать тетрадку с домашним заданием, сочтя его неправильно выполненным.
Будучи в далеком дореволюционном прошлом учительницей, баба Валя считала себя в праве делать это, не считаясь с новыми правилами советской школы.
Не меньше твердости проявила она, совсем уже ветхая старушка, когда кто-то, вероятно с возвращенной книгой, занес в наш дом клопов. баба Валя, жила у нас к тому времени уже лет шесть.
Будучи деятельной натурой, несмотря на годы, с присущей ей твердостью она заботилась обо мне первокласснице.
Пыталась провернуть коронный номер с домашним заданием. Не позволяла закрывать дверь в туалет, полагая, что в унитаз может затянуть. Нагревала мороженное до текучего состояния, чтобы не заболело горло.
В истории с клопами она оказалась столь же непреклонна. Но не в борьбе с ними, а наоборот!
Мама несколько раз тщательно обработала керосином (единственным на то время убойным средством) квартиру. Все вещи, каждую из 35 тысяч книг. Но клопы возвращались.
Лишь до одной вещи мама никак не могла добраться - фанерного чемодана бабы Вали, с которым та приехала к нам. Покрашенный зеленой краской, чемодан стоял под ее кроватью в нашей с ней общей комнате. Баба Валя категорически запрещала его трогать!
Каждое лето мои родители-биологи разъезжались по экспедициям. Один из них брал меня с собой. Баба Валя оставалась одна. Так случилось и в тот год.
Баба Валя все чаще грустила, сидела у окна, повторяя: «Кода же я увижу моего Славика». Больше всего на свете она любила младшего сына. Жил он в часе езды от города. Но не спешил навестить мать.
Вернувшись из экспедиции, мама бабу Валю дома не обнаружила. Оказалось, моя родная, не менее деятельная, бабка, годами наблюдавшая за мучениями сына, которого баба Валя откровенно доставала, воспользовалась оказией и отвезла ее к Славику. Погостить.
Не теряя ни минуты, мама вытащила чемодан из-под кровати. Обнаружила в нем, как и ожидалось, колонии кровососов. Простирала, просушила на солнце теткины "сокровища". В основном - коврики и дорожки времен ее замужней жизни.
Чемодан густо пропитала керосином. Когда запах выветрился, уложила в него все, как было, уверенная, что баба Валя ничего не заметит.
Но баба Валя так и не вернулась. В доме невестки она продержалась неделю. Сын вынужден был переселить мать в садовый домик, где она вскорости умерла.
Тем же летом в нашу дверь постучался старший сын бабы Вали Рена. Перед смертью мать завещала ему забрать заветный чемодан. Дядя Рена пытался обустраивать быт, любые домашние вещи могли ему пригодиться.
Выдвинув чемодан из-под кровати, он остолбенел. Лицо побелело, руки затряслись. "Я не могу с этим пройти по городу..." - прошептал он.
Жизнь была сурова к дяде Рене. Перспективный парень, старшекурсник, красавец, молодой муж и отец. Семнадцать лет ГУЛАГа за анекдот о Сталине. Вышел угрюмым, больным, никому не нужным стариком.
Жена не вынесла ужаса и позора, сломалась, ушла в религию. К возвращению мужа стала совершенно чужим ему человеком. Дети выросли без него, не простили отца-зека.
И вот дядя Рена выдвигает из-под кровати материно наследство и встречается глазами с "вождем народов". Призрачный Сталин строго взирает на него с крышки чемодана.
Дело в том, что для изготовления таких чемоданов частенько использовали отслужившие агитки. Готовые чемоданы для презентабельности покрывали остатками коридорной краски.
Часть одного из таких стендов стала крышкой чемодана бабы Вали. После того, как мама пропитала чемодан керосином, портрет вождя в подкроватной темноте, постепенно проступил сквозь зеленую краску.
Культ личности уже отгремел. Дядя Рена едва не лишился сознания, вообразив, что на этот раз сядет за то, что разгуливает по городу с портретом развенчанного диктатора.
Дядю Рену отпоили чаем, а может чем покрепче. Находчивая мама обернула чемодан простыней, крепко обвязав его веревкой. Успокоенный родственник уехал.
На этом история о клопах и чемодане заканчивается.
Спасибо, что прочитали! Буду рада лайкам и комментариям :)
#гулаг #рассказ из жизни #семейные отношения #клопы в квартире #матери и сыновья #история СССР #сталин #вождь народов