26 августа 1921 г. Эта дата традиционно считается днем смерти Николая Степановича Гумилёва. Пусть она у многих вызывает споры и сомнения, но в данном случае мы будем исходить из того, что именно в этот день закончилась жизнь великого поэта.
Он покинул этот мир очень рано - в 35 лет. Но в его биографии было столько, что сегодня про Гумилёва можно создать художественное произведение практически в любом жанре. И потому удивительно, что до сих пор к биографии Николая Степановича обращаются так редко. По этой причине сегодня, когда исполняется ровно 100 лет со дня его смерти, мы скажем про некоторые книги, в которых главным героем является Николай Гумилёв.
«Красная валькирия». Елена Раскина и Михаил Кожемякин
Строго говоря, что роман про Ларису Рейснер - известного деятеля революции, жены Федора Раскольникова и любовницы Льва Троцкого. Правда был в ее жизни один эпизод: еще до революции будучи начинающей поэтессой она была любовницей и Николая Гумилева. Вот воспоминаниям об этом событиям в жизни «валькирии» и посвящена данная книга. После известия о смерти Гумилева, Райснер вспоминает о своих отношениях с ним, о потерянных возможностях, думает как помочь его детям. Ну и как всякая впечатлительная барышня, со временем начинает сожалеть о совершаемых ей поступках.
Собственно сам Николай Гумилёв присутствует в этой книге только в прологе. Только этот пролог занимает почти половину книги и вполне оправданно он могу бы называться первой частью. Все остальное, это лишь мысленные разговоры Райснер с ним. Хотя конечно их последнее свидание непосредственно перед расстрелом прописано довольно эмоционально. Но, пожалуй, это единственный достойный момент на всю книгу.
Не знаю, может быть пролог и всю оставшуюся часть книги писали разные авторы (не случайно их двое), но почему то они абсолютно не состыкуются друг с другом. Уж очень не похожая получилась главная героиня в разных главах книги. Бесспорно за пять лет (с 1916 г. по 1921 г.), да еще с такой насыщенной биографией, человек мог сильно измениться. Но вот в этом романе мы видим какую то чересчур своеобразную женщину, которая совершив что-то тут же начинает думать о том, а могла ли она совершить этот же самый поступок 5 лет назад. Потому то и выглядят странными ее чувства к Гумилеву в описанный период, ведь когда мы читаем в прологе про их зимние похождения, то там нет и намека на такие эмоции.
Да и сам Гумилёв в этой книге получился какой то незавершенный, словно лишь набросок к образу. Но каким он может быть, если как минимум половина книги мы воспринимаем его именно чувствами Ларисы Райснер? А она и в себе-то толком разобраться не может. Хотя все таки ее попытка спасти дочь Гумилёва выглядит благородно и некоторую симпатию главная героиня вызывает.
«Ахматова и Гумилев. С любимыми не расставайтесь…». Татьяна Алексеева
Произведение позиционируется как «роман», хотя скорее бы к нему подошли определение «главы из романа». Действительно, что бы понимать происходящее надо хотя бы поверхностно быть знакомым с основными вехами биографии Гумилёва и Ахматовой. В противном случае, читая эту книгу рискуешь просто не понимать некоторые изменения в жизни героев и то, почему происходили те или иные события. Ну и при таком подходе абсолютно не ясно, почему от главы к главе между героями так меняются отношения.
Но вот, те события, что попали в сюжет, описаны довольно интересно. Там где не достает фактов, автор использует фантазию (плавание в трюме в Египет описано очень живо), но потом тут же обрывает эти линии. К примеру, словно в никуда исчезает императорская разведка, отправляющая Гумилева в Африку.
Наверное, автору больше всего удалось показать мысли и чувства своих героев. Ахматова искренне восхищается Парижем, а заключенный Гумилёв думает о том, что на свободе обязательно найдутся друзья, которые ему помогут. И таких моментов много в каждой главе.
Потому, все таки роман заслуживает того, что бы быть прочитанным. И может быть было бы даже правильно читать его параллельно с какой ни будь биографией поэтов. Тогда эти эмоциональные вставки, послужили бы прекрасным дополнением. Лично я бы порекомендовал для такого параллельного чтения книгу Людмилы Бояджиевой «Анна Ахматова. Гумилев и другие мужчины «дикой девочки».
«Посмотри в глаза чудовищ». Андрей Лазарчук и Михаил Успенский + стихи Дмитрия Быкова
Название, как можно догадаться, цитата из одного из самых известных стихотворений Николая Гумилёва. Та самая книга, которая в далеком 1997 г. вывела отечественную фантастику на принципиально новый уровень. К 20-летию вышло новое издание, снабженное почти сотней страниц комментарией, которые порой позволяли по другому взглянуть на описываемые в романе события. Плюс довольно характерные иллюстрации. Кроме того, к книге прилагается маленькая брошюра «Дополнительные материалы по вопросу деятельности организации „Пятый Рим“», которая стилизована под секретную папку из фондов КГБ. К сожалению стилизация удалась не очень хорошо. Да и сами дополнительные материалы ни чего принципиально нового про деятельность «Пятого Рима» не открыли, кроме того, что организация действует до сих пор и та война с древними ящерами, что была описана в самой книге еще далека от завершения.
Но к самой книге. Николай Степанович Гумилёв накануне своего расстрела был выкуплен таинственной организацией «Пятый Рим» и благодаря специальном препарату, известному многим, как «кровь дракона» сумел дожить до конца 20 века. За это время он успел столкнуться со многими известными деятелями и побывать в таких приключениях, которые ему вряд ли бы когда могли присниться. Помимо этого он волей или не волей соказался вовлечен в большинства конспирологических теорий 20 века. На протяжении всей книги он раскрывает различные загадки и когда, казалось бы, что тайна раскрыта, то абсолютно неожиданно выясняется, что это лишь предтеча к новой. И стремительный сюжет вновь продолжает свой бег.
На страницах этой книги авторам удалось создать довольно правдоподобный образ Николая Гумилёва. Мне кажется, что и выбор его в качестве главного героя книги был обеспечен как раз тем, что только он и мог справиться со сложившейся ситуацией и выйти из нее победителем. Потому он так органично и смотрелся, что на секретной базе Туле, что в диких джунглях, что в московских подземных коммуникациях.
При этом, на протяжении всей книги Николай Степанович не теряет своего фирменного юмора. Стихи его вышли уже совсем на другой уровень. Да и в поступках он прагматик, хотя и порой поддается чисто эмоциональным порывам. На его личность, конечно, накладывают отпечаток обстоятельства. Он намного старше большинства из живущих людей, но в то же время он значительно моложе своих собратьев по «Пятому Риму». Это и делает его таким привлекательным персонажем в книге: он еще не оторвался от общечеловеческих ценностей, но в то же время уже постиг тайны бытия. Он прошел через невероятные испытания, но при этом продолжает радоваться обычным мелочам. Именно потому именно Николай Степанович и смог распутать весь клубок хитросплетений, накручивающийся не одно десятилетие (или тысячелетие) и показать истинного виновника всех мировых происшествий.
«Меня зовут Гуми-лев». Деннис Двински и Аскольд Акишин
На мой взгляд Николай Гумилёв был просто обязан стать героем комикса. Такое чувство, что вся его биография была создана исключительно для того, что бы быть воплощенной в графическом романе. И надеюсь, что эта книга только первая ласточка.
Вернее, правильнее будет сказать, что эта комикс-повесть была уже второй. За год до этого эти же авторы выпустили комикс «Ахматова. 6 историй», в которых Николай Гумилев, естественно, сыграл не последнюю роль. А затем, он плавно передал эстафету своему сыну Льву, так что есть надежда, что однажды авторы напишут и про него графическую новеллу, завершив тем самым семейный триптих.
Я не знаю, были ли знакомы авторы этого произведения с романом «Посмотри в глаза чудовищ», но каким то своим внутренним настроением «Меня зовут Гуми-лев», получился на него сильно похожим. Вплоть до того, что в принципе этот комикс можно было бы даже посчитать своеобразным приквелом к роману.
Во-первых, по структуре повествования. Сюжет здесь такой же не линейный, а факты из жизни поэта появляются именно в тот момент, когда они становятся необходимы для понимания магистральной линии сюжета. Что делает саму историю безумно интересной.
Во-вторых, там где не хватало фактов, авторы применили фантазию. Но при этом достоверность всей истории не теряется, так что в эти события легко веришь. Ахматова знакомит будущего супруга со своим любовником, будущим императором всероссийским? Легко. Лоуренс Аравийский спасает Гумилева от разгневанных людоедов? Запросто. И такими сюжетными поворотами, которые вполне могли быть в реальной жизни Гумилёва наполнен весь комикс. Вплоть до объяснения истинных причин его расстрела.
В-третьих, сам главный герой. Не смотря на неправдоподобность многих ситуаций, которые можно увидеть в книге, безоговорочно веришь, что перед нами именно тот самый настоящий Николай Гумилёв, каким он и был в жизни: бесстрашным, авантюрным и целеустремленным. Авторы смогли, через отдельные поступки, очень точно передать образ того, кто на всегда стал достоянием вечности.
И потому давайте сегодня все вспомним Николая Степановича Гумилёва! Того, кто подарил нам столько прекрасных стихов и научил мечтать о волшебных мирах!