Найти тему
Train and Brain

Думаете поезда проиграли самолетам? Государства вознамерились пересаживать население на поезда.

Кому подрезают крылья? Говорим о том как декарбонизация изменит стандарты длинных путешествий и коротких перемещений по городу.

Это вторая статья цикла #поезда или самолеты

Начало здесь

_____ 👇

Проблема в том, что слипперы в 2010-х годах начали закрывать не из-за капризов железнодорожных операторов. В целом поезда проиграли борьбу авиационным лоукостерам.

Не помогла даже резко выросшая скорость железнодорожного сообщения. Рекорд был установлен в 2007 году французским TGV и составил 574,8 км/ч.

Билеты на скоростной поезд часто оказывались дороже, чем на самолет на том же маршруте. По­ехать поездом попроще значило пожертвовать личным временем.

Казалось бы авиаперевозки уже не переплюнуть ничем. Но...Фото: https://moymir2.ru/
Казалось бы авиаперевозки уже не переплюнуть ничем. Но...Фото: https://moymir2.ru/

Средняя скорость перемещения по железной дороге в Европе, по оценке портала omio, не превышает 200 км/ч. При этом в Германии, Италии или Великобритании этот показатель куда ближе к 150 км/ч.

Такого темпа недостаточно, чтобы переигрывать авиацию на большинстве коротких и средних маршрутов.

«По различным оценкам в сегменте пассажирских перевозок, воздушный транспорт более конкурентоспособен по сравнению с железнодорожным на расстояниях более 500–600 км», — говорит Юрий Пономарев, заведующий Лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований ИПЭИ РАНХиГС.

В сложившихся обстоятельствах, чтобы пересадить пассажиров с самолета на поезд, государства ЕС реализуют специальный пакет мер в отношении авиаперевозчиков.🤔

Многие страны, регионы уже ввели
экосбор. Например:

  • в Швеции с 2018 года со всех рейсов с каждого пассажира (за исключением нескольких социальных групп) в зависимости от дальности взимается налог 6–39 евро;
  • в Нидерландах сбор составляет 7,5 евро с пассажира; в Австрии дополнительный платеж за перелет на расстояние менее 350 км — 30 евро.

Одновременно власти провоцируют закрытие ряда авиамаршрутов.

Air France с 2020 года сокращает отдельные короткие рейсы в обмен на дополнительную поддержку государства (7 млрд евро только за прошлый год).

Austrian Airlines получил финансовую помощь в обмен на отказ от полетов по маршруту Вена — Зальцбург.

Ждут красавицы очередного вылета... когда-то могут и не дождаться... Фото: https://www.genderperspectives.by/
Ждут красавицы очередного вылета... когда-то могут и не дождаться... Фото: https://www.genderperspectives.by/

Уже даже дошло дело до прямых законодательных запретов на авиа­рейсы. В 2019 году парламент Нидерландов одобрил запрет перелетов между Амстердамом и Брюсселем. Тогда проект заблокировали из-за нарушения законодательства ЕС о свободном перемещении между странами.

Но весной 2021 года Национальное собрание Франции проголосовало за отмену внутренних авиарейсов, которые можно заменить поездкой на поезде продолжительностью 2,5 часа или меньше. Под запрет попали, в частности, маршруты между Парижем и Нантом, Лионом и Бордо.

На этот раз власти поддержат решение нижней палаты страны. Проект уже компромиссный — изначально правительство грозило вовсе отменить рейсы длительностью менее четырех часов.

Электрокары в будущем вытеснят традиционные автомобили, фото: https://trainandbrain.ru/
Электрокары в будущем вытеснят традиционные автомобили, фото: https://trainandbrain.ru/

Уперлись в потолок?

Тем не менее напор европейских чиновников через некоторое время должен слегка ослабнуть. Авиаперевозчиков пока не удастся полностью вытеснить на дальнемагистральные маршруты.

Пропускная способность железных дорог ограниченна. На то, чтобы построить новые рельсовые пути или трассы для поездов на магнитной подушке, уйдут десятилетия.

Повысить возможности текущей инфраструктуры должна Европейская система управления железнодорожным движением (ERTMS).

Реализация проекта предусматривает:

  • замену национальных систем сигнального оборудования единым стандартом ETCS,
  • внедрение современных общеевропейских систем управления и командования поездом,
  • оборудование всех поездов по стандарту связи GSM-R.

Вот только работы идут с отставанием. Европейский план внедрения ERTMS гласит, что к 2023 году должны быть готовы 15 682 км путей. Но в 2020 году систему установили только на 78% маршрутов от числа запланированных.

Даже если работы завершатся по начальному плану, цифровизация железной дороги по общему стандарту увеличит пропускную способность линий в среднем на 20% без строительства дополнительных путей.

Показатель отличный, но для авиа­отрасли не убийственный, особенно если учесть, что производители самолетов давно ведут работу над более экологичными двигателями, внедрение которых поможет задобрить адептов декарбонизации.

В следующем выпуске вы узнаете ответ на вопрос: есть ли рациональные мотивы к замещению авиационных маршрутов железнодорожными?

____________________________

Спасибо за ваше внимание!

Будем рады вашему вниманию через лайк и комментарии 🤗

А еще приходите в гости на наш сайт - TRAIN AND BRAIN
#авиаперевозки #поезда #железнодорожный транспорт #будущее транспорта