Найти тему
Проект SFERA Live

Стекло крепче стали: что за космическая защита применяется в российской авиации

Оглавление

«Земля в иллюминаторе видна», — поют одни. Других же пугают эти светопрозрачные изделия. Закрыть иллюминаторы на российском сегменте Международной космической станции не раз пытались американцы. Они попросту не верят, что наше стекло крепче стали, и боятся повреждений. Тем временем его применяют в авиации. А вот иностранные образцы стекла здорово уступают нашим. Как же так вышло и каково значение поистине космического материала?

Толщина лобового стекла Ту-204 – 17мм против 43мм у конкурентов — Project SFERA Live — Подписывайтесь...
Толщина лобового стекла Ту-204 – 17мм против 43мм у конкурентов — Project SFERA Live — Подписывайтесь...

Космические нагрузки

Опасения американцев понятны. МКС движется по орбите со скоростью 7,66 км/с. Микрометеориты действительно представляют угрозу. Ведь сантиметровый обломок запросто может повредить спутник. 

Но наши иллюминаторы из высокопрочного стекла выдерживают такие столкновения. Этот многослойный кварцевый материал крепче легированной стали. 

Создали иллюминатор в НИТС (Научно-исследовательский институт технического стекла). И это далеко не единственное изобретение его сотрудников. Также в НИТС разрабатывают изделия для боевых самолётов 4-го и 5-го поколений. Делают их на основе того, что первоначально применялось для космоса.

Project SFERA Live — Подписывайтесь...
Project SFERA Live — Подписывайтесь...

Продукт космического масштаба создаёт отечественный IT-проект SFERA. Его релиз совсем скоро. Чтобы узнать подробности, перейдите по ссылке

Это понятно. Нагрузки в авиации тоже существенные. Так, стекло в Ту-204 защищает от столкновения с птицей массой до 2 кг, причём при скорости самолёта 900 км/ч.

Интересно, что толщина столь высокопрочного стекла Ту-204 — всего 17 мм. Сравните с американским Boeing 747, у которого это значение составляет 43 мм. 

Так в чём же особенность наших стёкол?

В том, что к их созданию шли долгие годы, а технология до сих пор держится в секрете. Т2-55 и СО-133 — стёкла для производства фонарей на сверхзвуковых самолётах. Их разработали ещё в советское время. Температура размягчения этих марок составляет 133℃. Возможно, скоро появится марка СО-160.

Но это стекло уступает тому, что делали когда-то в СССР. Во Всесоюзном НИИ авиационных материалов изобрели фторакрилатное оргстекло, которого больше не было нигде в мире. Э-2 и СО-200 применялись на скоростных истребителях МиГ-25 и МиГ-31. Сейчас эти дорогие стёкла не производят.

Project SFERA Live — Подписывайтесь...
Project SFERA Live — Подписывайтесь...

Зато создано более интересное и даже превосходящее по характеристикам. Материал сложный и многослойный. В его разработке участвовали ВИАМ и НИИ полимеров.

Из чего же сделаны «стальные» стёкла

Неорганические стёкла также имеют важное значение для авиации и космонавтики. Они выдерживают очень высокие температуры, прочнее органических раз в десять и даже превосходят легированную сталь.

Технология изготовления этих стёкол крайне сложная. Это касается и варки, и формирования пластин, и последующей сборки. По своей структуре материал напоминает сэндвич. При этом стекло отличается лёгкостью.

Фонарь истребителя — Project SFERA Live
Фонарь истребителя — Project SFERA Live

Оказывается, столь привычный и знакомый каждому материал способен удивлять. И всё благодаря инженерной мысли. Наверняка будут появляться новые марки стекла с потрясающими свойствами. 

Нас ждёт много интересного!

Читайте также:

Материал создан при поддержке проекта SFERA