Найти тему
Служение каждому

Изучаем Вместе Послание к Евреям. Глава 8

Оглавление

Глава 8

Третий призыв: стремитесь к зрелости

Послание к Евреям 5:11–6:12

Автор послания не на шутку разошелся. Он хочет с радостью поведать нечто прекрасное и глубокое о величии Христа. Но вот незадача — многие слушатели для этого не созрели. Нам необходимо третье увещевание, которое не только подготовит наши сердца к глубоким истинам, но и поможет утвердить спасение и осуществить надежды, если мы его примем (Евр. 6:11). Так что мы должны сделать?

«У нас есть много что сказать об этом, но нам трудно объяснять, потому что вы медленно усваиваете. Судя по времени, вам следует уже быть учителями, но пока что вы сами нуждаетесь в учителях, которые бы учили вас азам истин Божьего слова. Вам еще надо питаться молоком, а не твердой пищей». (Евр. 5:11–12).

Другими словами, нам нужно ПОВЗРОСЛЕТЬ! Ого! Когда слышишь такое от родителей или учителей, это не звучит как комплимент. И в словах автора послания не слышно ничего лестного. Кому из нас хочется услышать, что мы до сих пор ведем себя, как духовные дети? Бог желает, чтобы мы были подобны детям в сердцах, но не в делах. Хотя слушателям послания было уже много лет во Христе, они перестали взрослеть.

Греческое слово, переведенное как «медленно усваивать», — nothros. Оно означает «медленный в размышлениях, вялый, забывчивый из-за слабоумия, не способный слышать». Что вы ожидаете от себя как от христианина в плане развития? Автор послания предлагает рассмотреть два аспекта роста. Мы поразмышляем о знании Слова Бога и праведности. Чем глубже мы вникаем в Слово Божье, тем сильнее становится наш духовный характер.

«А всякий, кто питается молоком, — это грудной младенец, не знакомый с учением о праведности. Твердая же пища — для взрослых, чувства которых опытом приучены различать, где добро, а где зло.Поэтому давайте перейдем от азов учения о Христе к тому, что предназначено для взрослых, не возвращаясь к доказательствам необходимости покаяния от дел, которые ведут к смерти, необходимости веры в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и вечном суде. Сделаем же это, если Бог позволит». (Евр. 5:13–6:3).

Спросите себя: как я возрастаю в познании Слова Бога? Если вам во Христе уже 10, 20 или 30 лет, вы должны иметь глубокое понимание Писания. Чему вы учитесь? У вас есть план? Какую книгу из Библии вы недавно глубоко разбирали? О какой важной христианской доктрине или о каком качестве Бога вы изучали с таким тщанием, что можете с уверенностью сказать: «Я это усвоил»? И речь идет не о том, что вы изучали восемь лет назад. Что вы изучаете сейчас?

Будучи духовными младенцами, нам надо стремиться «к чистому, духовному молоку», чтобы вырасти и созреть для спасения (см. 1 Пет. 2:2). Но невозможно питаться молоком всю жизнь. Бог хочет научить нас мудрости, предназначенной для взрослых. Тем не менее, порой нас больше влечет «мудрость этого мира и… мудрость властителей этого мира» (см. 1 Кор. 2:6). Божья цель — чтобы мы все пришли «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Желаете ли вы этого всем сердцем и всеми силами?

У автора послания нет намерения устыдить кого-то. Нет его и у нас. В шестой главе мы увидим, что цель этого увещевания — ободрить учеников и придать уверенности в спасении, а не привести в уныние. 12 лет назад я (Джон) поставил себе цель — досконально знать каждую книгу Писания. Это моя долгосрочная цель, и я на полпути к ней. Чтобы ее достичь, у меня есть цель на эту неделю и среднесрочная — на ближайшие полгода. Могу заверить вас, что, следуя этому плану, за последние три года я возрос в познании Библии гораздо больше, чем за любые другие три года своей христианской жизни. Так и должно быть. В самой главной заповеди сказано, что мы должны любить Бога всем разумением. Давайте так любить.

Другая область роста, о которой говорится в Послании к Евреям 5 и 6 — праведность. Бог ожидает, что мы будем возрастать в познании, а также в том, как применять знания на практике. Мы должны равномерно развиваться в обеих областях. Если мы возрастаем только в знании Писаний, а праведность страдает, баланс нарушается. Тяжело ходить, когда одна нога длиннее другой. Если мы хотим быть уверены в своем спасении (а кто не хочет?), тогда нам надо «навыком[1]» приучать свои чувства «к различению добра и зла» (см. Евр. 5:13, синод. пер.). И здесь речь идет не об азах учения. Автор ожидает, что мы давно оставили позади «дела, которые ведут к смерти».

Некоторые из нас побеждены миром. Вместо того, чтобы стать более чувствительными к греху, мы ожесточились. Как написано в Евр. 3:13, «обман греха» сделал нас «бесчувственными». И это нехорошо. Возрастание в праведности должно быть плодом действия живущего в нас Духа Святого, но рост не происходит случайно. Нам надо приучать себя к праведности. Всеми силами бороться за то, чтобы приобретать добрые навыки. Учиться различать добро и зло в деталях. Наше сердце должно становиться мягче, а не жестче.

Обратите внимание: автор говорит, что праведность укрепляется с помощью навыка[2]. Точно так же, как мышцы растут благодаря тренировкам. Если у вас есть серьезные проблемы с праведностью, они встанут преградой на пути к зрелости. Именно этими слабостями не преминет воспользоваться сатана. Бог увещевает нас с вниманием отнестись к своим недостаткам и справиться с ними, чтобы устремиться к чему-то более великому, что приготовил для нас Бог. Безусловно, это стоит всяких усилий.

Следующее слово в тексте, «поэтому», обычно следует за предположением. В данном случае автор не предполагает, что мы достигли зрелости, но полагает, что мы хотим ее достичь и прикладываем все старания, чтобы возрастать в познании Бога и личной святости. Если так, великолепно. Тогда «давайте перейдем от азов учения о Христе к тому, что предназначено для взрослых» (6:1).

Но что если вы не хотите стремиться к зрелости или давно колеблетесь в вере и праведности? Тогда, возможно, будет лучше, если вы уделите внимание азам. Вам надо снова «полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» (6:1б–2, синод. пер.). Греческое слово, переведенное как «азы» — stoicheia — и означает основы библейской веры. Нам нужно иметь железобетонное библейское основание: крепкие убеждения о покаянии, вере, крещении, пребывающем в нас Духе Святом (подробней об этом далее), воскресении Христа и реальности вечного суда. Если мы колеблемся в любой из этих основополагающих истин, мы не готовы двинуться к совершенству.

Возможно, многих озадачивает фраза «возложение рук». Об этом нас не учили на серии вводных уроков перед крещением. Возможно, здесь речь идет о поручении кому-то определенной миссии (Деян. 6:3–6,13:3, 1 Тим. 4:14) или наделении дарами (Деян. 19:6, 2 Тим. 1:6). Но, скорее всего, под этими словами подразумевается доктрина о Святом Духе. Примерно во второй половине первого столетия в церкви появилась традиция символически возлагать руки на крещеного и получившего Святой Дух (Деян. 2:38). Безусловно, это не библейская практика. Спустя какое-то время в церкви возникло ложное учение о том, что Святой Дух дается не при крещении, а позже, когда епископ, проводивший крещение, мазал новообращенного маслом и возлагал на него руки. В любом случае «возложение рук» в этом отрывке, вероятнее всего, означает учение о пребывающем в нас Духе Святом.

Опять же, наш проповедник полагает, что большинство его слушателей готовы двинуться дальше: «И это сделаем, если Бог позволит». Но если не так, если мы стали твердолобы, тогда следующее, одно из самых суровых предупреждений в Библии, адресовано нам. Бог хочет ободрить нас, но любовь к некоторым проявляется в строжайшем предупреждении, а не ободрении. Тем же, кто в хорошей духовной форме, не лишне напомнить, какие суровые увещевания могут звучать в адрес тех, кто находится в духовном упадке.

«Потому что тех, кто уже был один раз просвещен, кто лично познал вкус небесного дара и стал сопричастен Святому Духу, кто также лично познал вкус доброго Божьего слова и действие силы будущего века и после этого отпал от веры, — невозможно опять обновлять покаянием, потому что они сами заново распинают Сына Божьего, предавая Его публичному позору». (Евр. 6:4–6).

Этот отрывок несложно истолковать. Здесь не требуется богослов, чтобы понять, что означает слово «невозможно». Оно значит «не может произойти, никаким образом, никогда». Если мы отпадаем от веры, как пишет автор послания, тогда для нас всё кончено. Мы никогда больше не сможем вернуться к покаянию. Что может быть хуже? Нам нужно со всем вниманием отнестись к этому предупреждению!

Кстати, в Евреях четыре раза употребляется слово «невозможно».

1. Тех, кто отпал невозможно опять обновлять покаянием (6:4).

2. Невозможно Богу солгать (6:18).

3. Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (10:4).

4. Невозможно угодить Богу без веры (11:6).

Мы уже упоминали, что большинство приверженцев евангелистической веры придерживаются доктрины «однажды спасенный спасен навсегда», плод кальвинистского учения. Как они понимают этот отрывок? Кальвинисты применяют данное увещевание не к спасенным, а к мифической группе иудеев, которые, якобы, долгое время ходят в церковь, но так и не стали христианами. Такая идея полностью опровергается описанием тех, кто отпал — они была «просвещены». Ученые, изучающие историю церкви, утверждают, что данное слово употреблялось ранними христианами как сокращенное обозначение тех, кто крестился. Они вкусили дара небесного[3], получили Духа Святого и ощутили действие силы будущего века[4]. Нелепо считать, что речь идет не о христианах. Это предупреждение для нас, спасенных. Да, мы можем отпасть, и тогда для нас нет пути назад — будет слишком поздно. Петр сказал: «Верно говорит о таких людях пословица: “Собака возвращается на свою блевотину” и “Вымытая свинья идет валяться в грязи”» (2 Пет. 2:22).

Возможно, вас учили другому. Может быть, вы привыкли называть «отпавшими» тех, кто борется с грехом или слаб духовно и перестал посещать христианскую церковь. Нам надо с огромной осторожностью использовать это слово. Согласно Евреям 6, сказать, что человек «отпал от веры», значит, что для него нет пути назад — он никогда не сможет восстановиться в вере. Точка. И, по всей вероятности, только Бог вправе вынести такой суровый приговор.

Возможно, вы знаете кого-то, кто, став христианином, сейчас не силен в вере или идет по скользкому пути и рискует потерять спасение. Вероятно, о нём можно сказать, что он неверный или «блудный сын» или не является членом церкви. А судить о том, потерял этот человек спасение или нет, может только Бог.

Мы намерены изучать послание главу за главой. Но поскольку вопрос «отпадения» играет важную роль в учении, адресованном евреям, мы хотим дать более полное описание данной доктрины в контексте Евр. 6:4-6. Безусловно, это печальное предупреждение приковывает к себе внимание. Тем не менее, несколько аспектов доктрины остаются неясными. А потому давайте перейдем к другому значимому отрывку в Послании к Евреям, где говорится о возможности отпасть. Это Евр. 10:26–31 — самое грозное предупреждение во всем Новом Завете.

«Потому что если мы, узнав истину, сознательно продолжаем грешить, то грехи эти не искупит уже никакая жертва. В таком случае нам остается лишь со страхом ожидать суда и яростного огня, который пожрет Божьих врагов. Кто нарушал закон Моисея, того, на основании слов двух или трех свидетелей, безжалостно предавали смерти. Так насколько же более сурового наказания, как вам кажется, заслуживает тот, кто попирает ногами Божьего Сына, ставит ни во что кровь союза, которой был освящен, и оскорбляет Дух благодати? Мы знаем того, кто сказал: “Месть принадлежит Мне, и Я отплачу”, и еще: “Господь будет судить свой народ”. Страшно оказаться в руках живого Бога!»

Из этого отрывка становится ясно, из-за чего можно потерять спасение, и каковы последствия отпадения от благодати. Давайте более внимательно посмотрим на эти самые отрезвляющие стихи. В каком случае можно потерять спасение? Если мы продолжительное время намеренно грешим. Итак, грех, ведущий к отступничеству, продолжительный и намеренный.

Греческое слово, переведенное на русский словом «сознательно» — hekousios — означает «осознанно, обдуманно, умышленно или специально». Мы уже упоминали, что в Ветхом Завете не было способа простить умышленный грех, по крайней мере, не в рамках системы жертвоприношения. Жертвы предназначались для того, чтобы искупить грехи, содеянные ненамеренно.

«И сказал ГОСПОДЬ Моисею, говоря: “Скажи сынам Израилевым: “Если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей ГОСПОДНИХ и сделает что-нибудь, чего не должно делать… Если же все общество Израилево согрешит по ошибке и скрыто будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей ГОСПОДНИХ, чего не надлежало делать, и будет виновно, то, когда узнан будет грех, которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного скота тельца в жертву за грех и приведут его пред скинию собрания…” И сказал ГОСПОДЬ Моисею, говоря: “Если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного ГОСПОДУ, пусть за вину свою принесет ГОСПОДУ из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности”». (Лев. 4:1–2, 4:13–14, 5:14–15, выделено автором).

В законе не было условия прощения намеренного убийства, богохульства, прелюбодеяния, идолопоклонства и других грехов, которые не могли быть совершены случайно.

Так что же такое сознательный грех?

«Но всякий, кто грешит дерзко, будь то уроженец страны или поселенец, оскорбляет Господа. Такой человек должен быть исторгнут из своего народа. Он пренебрег словом Господа, он нарушил Его повеление: он непременно должен быть исторгнут из своего народа, он должен быть наказан». (Числ. 15:30–31).

Скорее всего, мы все грешили сознательно, даже после крещения, но для большинства из нас это редкость. У нас нет привычки умышленно восставать против Бога. Но мы совершаем ненамеренные грехи каждый день. Что касается таких грехов, то у нас есть Первосвященник, который может сострадать нам в немощах наших. «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:15–16). Мы должны быть крайне благодарны за милость и благодать нашего Первосвященника Иисуса и уверены в его прощении. Именно этого желает Бог.

Но намеренный грех — совсем другое. И нам надо относиться к нему со всей серьезностью. Бог не терпит открытого неповиновения. Однако мы рискуем потерять спасение, только если продолжаем упорствовать в подобном грехе. К счастью, мы живем в дни Нового Завета (Евр. 8:8–13), и даже намеренный, но не постоянный грех, прощается кровью Христа. Мы можем быть уверены, что Бог к нам безмерно терпелив. Гораздо более терпелив, чем мы сами. Сложно отпасть от веры, когда мы прощены и получили Святой Дух. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 144:8).

Тем не менее, нас строго здесь предупреждают, и было бы безответственно и глупо игнорировать это предупреждение (Евр. 10:26–31). Если мы сознательно упорствуем в грехе, что может произойти в результате такого вопиющего неповиновения Богу? «В таком случае нам остается лишь со страхом ожидать суда и яростного огня, который пожрет Божьих врагов». Скорее всего, мы будем судимы за свои грехи и отправимся в ад. Здесь автор послания ссылается на сказанное в законе Моисея. Скорее всего, на Второзаконие 17:2–7. Если кто-то намеренно служит другим богам и тому есть несколько свидетелей, то виновный должен быть забит камнями до смерти. Бог пытается привлечь наше внимание. Он задает вопрос: «Так насколько же более сурового наказания, как вам кажется, заслуживает тот, кто попирает ногами Божьего Сына, ставит ни во что кровь союза, которой был освящен, и оскорбляет Дух благодати?» Ответ на этот риторический вопрос: намного более суровому! Безусловно, провести вечность в аду — намного более серьезное наказание, чем быть забитым до смерти камнями.

На тот случай, если у нас вдруг возникнут сомнения, что речь идет о христианах, автор послания отмечает, что эти люди «узнали истину». Тот, кто, «узнав истину, сознательно продолжает грешить», оскорбляет Духа Святого и плюет на кровь Иисуса. Он или она кощунствует — относится к святому как к ничего не значащему. «Иисус умер за меня? Ну и что…». Бог НЕ БУДЕТ терпеть такое. Намеренное упорство в грехе — не просто нарушение закона. Это разрушает наши отношения с Богом и глубоко ранит Его сердце. В какой-то момент Святой Дух покинет нас, и когда это произойдет, мы останемся без защиты. Иисус перестанет ходатайствовать за нас. Мы подвергнемся осуждению и, как уже было сказано, это последнее состояние хуже прежнего, до того, как мы были спасены, потому что нас «невозможно… опять обновлять покаянием» (6:4–6). В 1 Иоан. 5:16 говорится о грехе, который ведет к смерти. Это не какой-то особый грех, но намеренное, упорное неповиновение Богу уже после того, как мы были спасены. Это хула на Духа, о чём говорится в Мф. 12:31–32, Мк. 3:28–30 и Лк. 12:10. Если мы умышленно продолжаем грешить против Того, Кто нас спас, мы хулим живущего в нас Духа Святого, и к нам обращено это суровое предупреждение: «У Меня отмщение, Я воздам» (см. Втор. 32:35–36) и «страшно впасть в руки Бога живого».

Итак, что такое непростительный грех? Это когда:

  • заново распинают Сына Божьего (Евр. 6:6);
  • предают Христа публичному позору (Евр. 6:6);
  • попирают Сына Божьего ногами (Евр. 10:29);
  • ни во что не ставят кровь Иисуса (Евр. 10:29);
  • оскорбляют Духа Святого (Евр. 10:29);
  • хулят Духа Святого (Мф. 12:32).

Давайте вернемся к Евреям 6-й главе.

«Земля, которая пьет часто выпадающий на нее дождь и приносит урожай тому, кто ее обрабатывает, благословенна Богом. А та, на которой растут лишь сорняки и колючки, ни на что не годна. Ей грозит проклятие, и концом ее будет сожжение» (Евр. 6:7–8).

Если мы «пренебрегаем великим спасением» (Евр. 2:3) и если намеренно продолжаем грешить, то на нашей «земле» — в нашей жизни — будут расти только сорняки и колючки. Мы сами делаем себя ни на что не годными для Бога. Наша жизнь станет не пригодна для хозяина, если мы вернемся в свинарник греха.

Именно об этом учил Иисус в притче о талантах (Мф. 25:14–30). Судя по контексту, речь в ней идет о тех, кто будет с Богом в вечности на Небесах. О слуге, который плохо распорядился данным ему талантом и не принес прибыли, было сказано: «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». (Мф. 25:28–30). Ваша жизнь приносит плод для Бога? Или она производит в основном сорняки и колючки? Все мы хотим быть полезными для Творца, но дело не в желании. Бог требует, чтобы Его вложения в нас приносили прибыль.

Возможно, люди с восприимчивой совестью чувствуют себя сейчас подавленно, и может быть, некоторым из нас следует себя так чувствовать. Но нам надо помнить, что цель автора — вернуть нас на верный путь и дать уверенность в спасении, а не вселить в сердца страх. И намерение Бога — с помощью этого послания воодушевить нас, а не осудить (Евр. 6:9–12). Нам нужен стакан свежей прохладной воды, и Бог дает его нам.

«Но, любимые, хоть мы и говорим так, мы уверены, что вы находитесь в лучшем состоянии и держитесь спасения. Бог не может быть несправедлив. Он не забудет ни ваших трудов, ни вашей любви к Нему, которую вы проявили и продолжаете проявлять, служа святым. Однако мы хотим, чтобы каждый из вас проявлял такую же прилежность до конца, ради исполнения вашей надежды. Мы хотим, чтобы вы не ленились, а подражали тем, кто своей верой и терпением наследует обещанное». (Евр. 6:9–12).

Бог — не злой надсмотрщик. Как раз наоборот. Он хочет, чтобы мы жили благословенной жизнью сейчас и получили богатое воздаяние в будущем. Мы участвуем в марафоне и еще не дошли до конца, но всё, что мы сделали за первые несколько километров, уже достойно награды, которую мы получим, когда пересечем финишную линию. Понимание этого должно придать нам сил бежать дальше.

За несколько дней до того, как написать эти строчки я (Джон) забрался на гору Уитни. Это одна из самых высоких точек Континентальных штатов[5]. Когда я поднялся до отметки 9 из 11 миль — 13400 из 14500 футов — мои силы были на пределе. Но впереди виднелась вершина, и это подстегивало меня идти дальше. Я не мог сдаться и повернуть назад. Награда, которая ожидает нас, несравнимо больше удовольствия от покорения сложной вершины. Бог не просит у нас чего-то неразумного. Он увещевает «проявлять такую же прилежность до конца». И оно стоит того! Представляете себе, насколько глупо сойти с дистанции, когда уже столько пройдено? Бог идет рядом с нами по пути к небесам. У вас получится, я уверен. Бог, ваш Отец, тоже в этом уверен, Иисус ходатайствует за вас, сидя по правую руку от Бога. Думайте о великом воздаянии.

У вас бывало искушение лениться? Знайте, не у вас одних. Но лечение этому простое. Подумайте о предстоящем воздаянии. Вспомните, почему вы начали следовать за Христом, и вернитесь на истинный путь. Что бы нам ни пришлось пройти: преследования (это было актуально для евреев) или духовный застой, неспокойные времена в поместной церкви или сильные искушения, давайте смотреть на Христа — единственную причину, по которой мы когда-то ступили на этот путь. Вы сможете дойти до конца, у вас получится.

Если у вас нет больше сил продолжать забег, автор послания просит вас подумать о тех, кто уже завершил свой путь. Вы знаете, что они вытерпели по крайней мере столько же, сколько и вы, и остались верными. Вы присутствовали на их похоронах и были глубоко тронуты их примером. Тогда оторвите взгляд от того, что вас сильно тревожит, поразмышляйте о добрых плодах их жизни и подражайте их вере (Евр. 13:7).

[1] В современном русском — «опытом», в английском, если перевести дословно, «через постоянное использование». — Прим. пер.

[2] В английском «с помощью постоянного использования». — Прим. пер.

[3] Скорее всего, речь идет о даре спасения.

[4] Предположительно, речь идет отчасти о Царстве Божьем.

[5] Континентальные штаты — это территория США, включающая в себя 48 штатов и Федеральный округ Колумбия.

Продолжение следует…

Если вы хотите приобрести книгу, и читать в бумажном варианте, пожалуйста, приобретайте ее по ссылке. Доставка осуществляется за пару дней.