Однажды мы большой компанией ивановского Губернского клуба ездили в старинное село Парское. Там нас встретил настоятель церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, с которым была договоренность, что он проведет нас в храм и покажет уникальные сохранившиеся церковные фрески.
Наш приезд был накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, и одна из прихожанок принесла осенние цветы для украшения храма.
А еще мы поднимались на колокольню и обозревали местные окрестности.
Кто заинтересуется историей села Парское, адресую к ранее опубликованному материалу https://zen.me/1yEJZ0
Это была первая часть программы. А далее нас ожидал ужин в доме одного замечательного человека Гурьянова Валерия Николаевича. В советское время он был председателем местного колхоза. Про такого говорят: «Крепкий мужик». А в сложные двухтысячные годы что бы не жить на одну пенсию он открыл гостевой дом.
А еще в качестве хобби у Валерия Николаевича было одно увлечение, он изготавливал различные изделия из можжевельника. Больше всего нас поразил стол внушительного размера, столешница которого была изготовлена из спилов можжевельника. Очень красиво и эстетично, а какой запах можжевельник источал.
Перейду к самому главному. В нашей компании оказался настоящий русский граф. Собственно, из-за личности этого человека я и затеял данную публикацию. Андрей Борисовича Фитце-Ланской - потомок двух известных русских дворянских родов, гражданин Франции и России. Его родители эмигранты первой волны встретились и поженились уже во Франции, Андрей родился в 1942 г. Впервые граф посетил свою историческую родину в 1961 г. Во время хрущёвской оттепели родители отправили сына-студента, как тогда говорили «по студенческому обмену», в Россию – посмотреть, как люди живут на исторической родине. Тридцать лет спустя судьба привела его в уже новую страну как специалиста по управлению, работавшего с Академией государственной службы РФ. Тогда и зародилась мечта провести остаток дней своих на земле предков. В 2002 г. Андрей Борисович вышел на пенсию и окончательно решил навсегда остаться в России. Он выбрал Плёс – однажды по работе в России судьба привела его в тихий волжский городок. Подумал: какой странный город – ни светофоров, ни пробок. Влюбился в него сразу и захотел остаться здесь навсегда. Так вот и появился в небольшом волжском городе свой граф – простой житель, живущий вместе с русской женой Любовью Васильевной в купленном на французскую пенсию деревянном доме с палисадником.
В 2013 г. Андрей Борисович издал автобиографическую книгу «Унесенные листья», в которой рассказывается о непростой судьбе эмигрантской семьи, соединившей два древних дворянских рода, на протяжении многих лет верно служивших России. Достаточно сказать, что один из графов Ланских был министром внутренних дел при Александре II, другой – костромским губернатором. Под стать им и А.П. Фитце – крупный землевладелец, потомок немецких колонистов обосновавшихся на юге России, который в начале прошлого века был заместителем городского головы города Евпатория.
История часто преподносит непредсказуемые сюжетные ходы, как это случилось, например, с близкими родственниками автора книги. Его дед и отец оказались по разные стороны баррикад. Дед – полковник царской армии граф А.Н. Ланской был ранен во время Первой мировой войны, попал в госпиталь, откуда по личному указанию наркома Троцкого был мобилизован, как «военспец», в Красную армию. Отец – Б.А. Фитце, тогда совсем юный кадет, воевал на стороне «белых». Это обстоятельство впоследствии привело к его бегству из Советской России. Одна тетка Б.А. Фитце-Ланского провела более 25 лет в сталинских лагерях, другая – сделала при советской власти большую научную карьеру.
Отец Андреевича Борисовича после вынужденного бегства из России оказался сначала в Стамбуле, а затем перебрался во Францию. Здесь Б.А. Фитце, как многие другие русские эмигранты «первой волны», сполна испытал тяготы жизни, но не потерялся и прошел путь от простого рабочего до директора газового завода в городе Тур.
Сам же А.Б. Фитце-Ланской также сделал во Франции отличную карьеру. Долгие годы он работал в государственных органах, а затем преподавал теорию и практику управления в высших учебных заведениях, был проректором Университета Франсуа-Рабле де Тур, советником Министерства высшего образования Франции, экспертом ЕС по вопросам госслужбы.
Вернемся же в Парское, к заключительной части нашей поездки, к застолью в доме Гурьянова. Хозяин с хозяйкой на славу постарались. Раритетный можжевеловый стол, накрытый Валерием Николаевичем, в буквальном смысле ломился от разнообразных разносолов и закусок, а над тарелками со снедью возвышались четверти с вкуснейшим самогоном, настоенным на различных кореньях и ягодах. К слову сказать, Андрей Борисович, как и положено русскому человеку, употреблял самогон наравне со всеми. И русский язык в семье графа сберегли, Андрей Борисович говорил свободно и без акцента.
А в конце вечера мы обменялись подарками. Я подарил графу свой фотоальбом, и в ответ оказался счастливым обладателем его автобиографической книги.
Источник информации. http://nsb-bibliophile.ru/novosti-lichnyh-sobranij/news_post/graf-iz-volzhskogo-goroda--plyos
Все фотографии автора можно увидеть на персональном фото сайте www.photo-ivanovo.com