Найти тему

Жизнь не удалась! Во всем виноваты родители! Так ли это с точки зрения науки о мозге?

Пожалуй, одной из самых часто встречающихся причин объясняющих почему во взрослой жизни что-то происходит не так, является апелляция к проблемам из детства и травматизации родителями в силу того, что они мало любили, много требовали, выстраивали деструктивные модели поведения и т.п.

Не хочу ничего обесценивать, но с точки зрения современной теории памяти и забывания, это очень слабый аргумент и далеко не причина (если мы имеем дело не с травматическими ситуациями уровня физического или сексуального насилия, переписывания гендерных моделей и т.п. ). И вот почему:

На протяжении всей жизни мозг человека работает с информацией. Когда он совсем малыш, в теменной зоне коры больших полушарий начинает формируется система идеальных объектов, которые позволяют ему сканировать и интерпретировать то, что происходит вокруг. Эта система идеальных объектов совершенствуется на протяжении всей жизни человека, причем на это работает не только теменная кора, но и все отделы мозга, отвечающие за обработку информации от всех сенсорных систем, префронтальная кора, отвечающая за рациональное мышление, блоки памяти, блоки эмоционального контроля и даже центры отвечающие за физиологическое состояние и самочувствие.

Что важно: в каждый момент времени, в каждом возрасте наша система представлений о мире не тождественная тому что было раньше или тому, что будет в будущем. Проще всего это продемонстрировать на примере работы блока памяти.

К настоящему времени у нас накоплен большой пул исследований относительно того как мы работаем с воспоминаниями (Элизабет Лофтус от этом много пишет, к слову, ее книги, научно-популярные, доступные и корректные, переведены на русский язык). Если кратко выразить суть этих процессов то получится вот что:

1. с нами что-то происходит.

2. мы анализируем это событие исходя из нашей системы представлений о мире, из того, в каком настроении мы находимся, голодны мы или нет, хотим спать или нет, устали или бодры, сколько нам лет и т.п. Иначе говоря одно и то же событие может быть оценено по- разному, например, проблема на работе может оцениваться как катастрофа или как просто временная трудность.

3. наш мозг работает со сформированным новым представлением о мире и встраивает его в существующую систему знаний. При этом, наш мозг может подкорректировать по своему усмотрению это представление, вплоть до того, что сотрет его за ненадобностью (как это работает в деталях мы пока не знаем, но многие ученые сейчас пытаются понять детали механизма).

Что важно: система нейронных связей в мозге детей и подростков вообще очень динамична, она постоянно перестраивается, а это значит, что процессы интегрирования и стирания представлений в мозге детей и подростков очень подвижна.

4. Оказавшись в ситуации, когда мы апеллируем к накопленной информации и пытаемся что-то вспомнить, наш мозг запускает процесс в результате которого обращается к теменной, префронтальной коре и выводит в фокус внимания (центры выявления значимости) то, что ему кажется сейчас важным.

И вот тут начинается самое интересное! Все существующие теории памяти, за исключением новой, только что-появившейся и не до конца обоснованной механистической, утверждают, что до конца наши воспоминания не могут быть извлечены в первоначальном виде.

Мы всегда а) будем помнить только часть того, что с нами происходило, б) будем накладывать наше эмоциональное и рациональное понимание событий и явлений в настоящем и прошлом на воспоминание, в) будем "подгонять" факты, которые вспоминаем под то, что нам нужно. Иначе говоря, то, что с нами происходило, и то, что мы помним о том событии- ВСЕГДА РАЗНЫЕ системы представлений.

Пример: вы в детстве терпеть не могли стоять на табуретке и рассказывать стихи, но мама, бабушка, тети-дяди- все рассказывали вам, что стоять на табуретке и декламировать стихи было вашими минутами славы и счастья. Чем меньше вы были и чем чаще вам будут транслировать другую картинку, тем с большей вероятности вы ее примете. Т.е. ваши воспоминания будут ПЕРЕПИСАНЫ. Доказательств этому есть большое множество, причем не только в жизни, но и в научной литературе.

А теперь, давайте вернемся к проигрыванию психотравм детства во взрослом возрасте. Еще раз подчеркиваю, не отрицаю значимость этого метода в определенных ситуациях, но...

Но важно отдавать себе отчет в том, что когда вы в 45 лет приходите к терапевту, а вас раз за разом отправляют к ситуации, которая с вами происходила в 3 года и просят прожить в новых реалиях то, что с вами происходило, тут может быть следующее:

- вам расскажут что с вами происходило и что вы чувствовали и это не будет иметь НИКАКОГО отношения к вам, это будут проекции терапевта и ваши, 45-летние оценки,

- эти новые впечатления могут вас ретравматизировать (к сожалению, часто встречающаяся ситуация, вплоть до соматического проявления новой травмы, проявляющееся тахикардией, потерями сознания, головными и мышечными болями и т.п.),

- интегрирование чувства вины- очень деструктивное, к слову, усугубляющее проблему,

- перекладывание ответственности за ситуацию и ее разрешение в настоящем с себя на события и людей (особенно родителей) из прошлого.

Отсюда - мораль!

В какой-то момент времени важно понять, что взрослея, мы меняемся. Инициатором всех изменений является наш мозг, т.к. именно он задает стилистику поведения и процессов мышления. В ходе этих изменений трансформируется система нейронных связей, которая в каждый момент времени помогает нам решать вопросы, возникающие "здесь и сейчас".

Иначе говоря, если вы столкнулись с проблемой "здесь и сейчас" логичнее всего обратиться к вашему мозгу в состоянии "здесь и сейчас", т.к. именно это состояние поможет конструктивным образом разрешить ситуацию. Если решение потребует обращение к "там и тогда"- это имеет место, но для конструктива, апеллировать к прошлому хорошо бы с понимание принципов работы мозга, а не просто "проживая, прочувствуя, визуализируя свои ощущения".

И хватит уже во всем винить родителей! Взрослым людям, тем которые старше 26 лет, уже пора бы взять ответственность на себя. Хотя бы за свою собственную жизнь!

Берегите себя, пожалуйста, и будьте здоровы :)

Татьяна Славинская-Пузыревич