Всем привет, мои искушенные!
Сегодня я хотел бы взять на рассмотрение дебютный альбом британской нью-вейв группы New Order, основанной в 1980 году в Манчестере, экс-участниками группы Joy Division - Бернардом Самнером, Питером Хуком и Стивеном Моррисом. Сперва я бы хотел рассказать, кто же такие эти Joy Division?
Предыстория
Joy Division - была очень важной группой для рок-музыки, в частности для пост-панка и альтернативного рока. Этот коллектив считается одним из первых в жанре пост-панк и готик-рок (хотя из готики присутствовал лишь мрачный саунд группы). Даже несмотря на то, что в то время уже существовала группа Siouxsie and the Banshees, которые считаются тоже пионерами готик-рок музыки, выпустив свою дебютную пластинку в 1978 году "The Scream", Joy Division вылили этот жанр в массы, тем самым сделав его очень популярным по обе стороны Атлантики.
Я не буду рассказывать полную историю Joy Division, вы можете почитать полную биографию в интернете. Лишь расскажу кратко: группа была основана в 1976 году Бернардом Самнером и Питером Хуком, под впечатлением панк-рок группы Sex Pistols, которая только-только набирала в то время обороты. Участники посетили концерт Sex Pistols 20 июля 1976 года, который стал очень важным для рок-музыки, и вдохновил далеко не один коллектив, среди которых были Buzzcocks, The Smiths, The Fall и Simply Red. Фрагмент концерта можете увидеть внизу.
Этот концерт настолько впечатлил юношей, что Бернард Самнер начал осваивать электрогитару, а Питер Хук - бас-гитару. Позже в группу пришел барабанщик Стив Моррис и вокалист Йен Кертис. Сперва все шло не очень гладко: дебютный мини-альбом группы, который был ориентирован на более панковое и агрессивное звучание, не взыскал какого-либо успеха, и коллектив начал искать новый звук. Дебютный альбом группы "Unknown Pleasures" вышел 15 июня 1979 года, который стал культовым и очень важным для пост-панка.
Группа начинает записывать второй студийный альбом под названием "Closer", который вышел уже через год - 18 июля 1980 года. Группа была на вершине популярности, готовясь покорять Америку, но не тут то было: вокалист Йен Кертис, который был болен эпилепсией, покончил жил самоубийством, повесившись у себя дома на кухне 18 мая 1980 года. Группа оплакивает потерю участника и распадается. Эта была большая потеря для коллектива. Казалось, что участники больше не буду выступать, но не тут то было: трио основывает новую группу и берет новое название New Order. Новая группа начинает активно выступать, убрав из репертуара песни Joy Division, под предлогом того, что группа начнет все с чистого листа и начнет писать свои композиции. Исключением стали "Ceremony" и "In a Lonely Place", — которые Joy Division успели отрепетировать с Кёртисом за несколько недель до его смерти. Группа выявила новую нужду в дополнительном участнике группы, пригласив к себе 19-летнюю Джулиан Гилберт, знакомую Стива Морриса, которая в будущем станет его женой. Ей доводилось играть в Joy Division, когда та заменяла Самнера, и она была знакома с Йеном Кертисом. В её обязанности вошла игра на ритм-гитаре и синтезаторе. Первое выступление New Order с Гилберт состоялось 25 октября 1980 года.
С марта по май 1981 года New Order ездили с гастролями по Великобритании, после чего посетили Скандинавию и Германию. 20 июня 1981 года группа выступила на рок-фестивале в Гластонбери. Между концертами группа в это время работала в студиях Манчестера и Лондона над своим дебютным альбомом и новыми синглами, одновременно дорабатывая незаконченные дорожки Joy Division, готовившиеся к выходу на сборнике "Still". Именно в этот момент стали обостряться отношения между New Order и их продюсером Мартином Хэннетом. Хэннет продолжал использовать свои типичные приёмы, которые в своё время стали основой саунда Joy Division — эхо, ревербации, приглушение каналов гитары и бас-барабана, — но у самих музыкантов формировалось уже другое видение своего звука, воплотить которое им мешали авторитарные методы Хэннета в студии. Последней каплей терпения стала работа над новым синглом "Everything’s Gone Green", где Хэннет пытался завуалировать ритм-секцию, а самим музыкантам хотелось наоборот более чёткого, не заглушённого эффектами звука.
«Мартин ненавидел бас-барабаны… — вспоминал Самнер. — Мы сказали: „Так, мы хотим барабаны, подними уровень“. В общем, мы буквально вырывали микшерский пульт друг у друга».
Хэннет пришёл в раздражение и покинул студию, и музыканты без него доработали песню. Больше с ним они не работали.
Запись альбома
Часть песен была написана летом и осенью 1980 года, остальные — во время подготовки альбома. На демонстрационных записях июля 1980 вокальные партии исполняли ударник Стивен Моррис и бас-гитарист Питер Хук, так как ещё не был решён вопрос, кто должен стать певцом коллектива. Две песни на альбоме ("Dreams Never End" и "Doubts Even Here") записаны с вокалом Хука. Альбом был записан на лейбле "Factory Records". Вышел он 13 ноября 1981 года, вызвав разочарование критики и любителей музыки, заняв 30-е место в британском хит-параде.
В скором времени альбом оказался вычеркнутым из творчества группы: по мнению критиков альбом ничего нового с точки зрения творчества Joy Division не предъявил, а по сравнению с дебютным синглом группы "Ceremony" казался регрессом; для более поздних поклонников New Order альбом также представлял мало интереса, так как не имел ничего общего с выработанным вскоре характерным звучанием группы. Музыканты сами были разочарованы результатом и даже планировали перезаписать пластинку (Самнер в одном из поздних интервью откровенно заявил, что не любит альбом). Как следствие, песни с "Movement" не исполняются группой уже более двадцати лет. Тем не менее, многие любители пост-панка охотно слушают эту пластинку, предпочитая её поздним, более танцевально-ориентированным работам New Order.
Почему "Movement" - отличный альбом?
Несмотря на мнения поклонников и критиков, я считаю, что "Movement" - получился отличным альбомом. Да, он сделан не по тем канонам, которые будут присутствовать на последующих LP группы. Но мне кажется, что есть в нем что-то интересное. Порой ощущается, что это третий студийный альбом Joy Division, это был еще характерный пост-панк для группы. Но альбом достаточно интересно слушать, чего стоит вся первая сторона, на которой все песни, по-моему мнению, отличные.
Признаюсь честно, с первого прослушивания альбом меня не впечатлил. Но позже я начал слушать его все больше и больше, и порой казалось, будто я попал в загробный мир Йена Кертиса. Как будто мы ненадолго посетили его злощастную и грешную душу, а потом выбрались обратно в наш с вами мир. Наиболее интересными композициями мне показались, как я уже сказал выше, все на первой стороне.
Печальная "Dreams Never End", в которой еще чувствуется влияние Joy Division. Вообще альбом получился очень похожим на Division из-за Мартина Хэннета, который продюсировал альбом по старым канонам, соблюдавшихся при записях бывшей группы. Чувствовалось, что коллектив пытался найти свой стиль, но этот кудрявый пытался делать все по старому, из-за чего, как я сказал до этого, получился как будто третий студийник Division. Не виню за это группу, ведь многие композиции получились достаточно интересными.
"Senses" и "Truth" - являются моими любимыми композициями на альбоме. Они достаточно меланхоличные, из-за чего придают достаточно серое настроение. Особенно мне нравится "Senses" - одна из самых недооцененных композиций группы вообще, сопровождающаяся жутким синтезаторным сопровождением, в перемешку с ударными и меланхоличным проигрышем на гитаре в конце.
"Chosen Time" - одна из моих любимых вещей на альбоме. Задумчивые синтезаторные партии идут в перемешку с монотонной ударной партией Стива Морриса, интересной партией на басу Хука и печальным вокалом Бернарда Самнера, с его не менее грустной партией на гитаре. И все это сопровождается в середине жуткими лазерными выстрелами, что-то в этом роде. Похожее что-то я встречал в композиции группы The Pretenders "Space Invader" с похожими звуками. Но здесь это как-то поинтереснее. Если звук во второй взяли из старой видеоигры "Space Invader" 1978 года, то здесь, я уверен, это сделано синтезаторами. Но все это достаточно интересно, согласитесь.
На второй стороне композиции получились не такими яркими, как на первой и как-то не особо запоминаются. "Doubts Even Here" - единственное исключение. Господи, как меня пробирает до мурашек вокал Питера Хука. Такое ощущение, будто поет какой-то злобный робот, который хочет поработить весь мир. У меня создается такое впечатление от прослушивания этой достаточно меланхоличной и жуткой вещи. Еще большего шарма придает этой композиции жуткое синтезаторное сопровождение и бас Хука, вместе с ударными Морриса.
Итог:
Я никогда ориентировался на мнение каких-то критиков и поклонников творчества той или иной группы. Я всегда слушал и анализировал все сам. И "Movement" - это один из тех случаев. И я считаю, что это отличный дебютный альбом. Да, порой ощущается, будто группа не уверена в своих силах, но на нем есть такие великолепные вещи, за которые я готов простить ему все. Меня до сих пор доводят до мурашек некоторые композиции на этой пластинке.
С меня все. Слушайте хорошую музыку и до скорых встреч!
---------------------------------------------------------------------------------
Читайте также:
Разбор дискографии: Depeche Mode
Разбор дискографии: Tears For Fears
Десятка Лучших Песен Depeche Mode