Как вы думаете, стоит ли делать ремонт перед продажей квартиры? Многие уверены, что это бессмысленно. Мол, деньги потратим, а на цену самой квартиры это особо не повлияет – все равно новые хозяева захотят все переделать на свой вкус. Однако это мнение – большая ошибка.
ВНЕШНЯЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Представьте себе – перед вами две квартиры в соседних домах. Один район, один тип дома, одинаковая планировка. Но одна квартира - ухоженная, светлая, в ней витают приятные ароматы. Вторая же выглядит так, будто оттуда только что съехали жильцы. Нет, она не грязная, не противная – просто не слишком уютная.
В первой квартире мы начнем невольно представлять себе картинки из своей будущей жизни: на этом красивом балконе будет приятно любоваться закатом, вот в этот уютный уголок можно поставить кресло, на этой чистенькой кухне будет здорово собираться на семейные ужины.
Во второй квартире воображение нарисует нам совсем другую картину: окна не новые, придется менять, стены слегка обшарпанные, придется сразу же переклеивать обои, смеситель в ванной – тоже под замену. И в голове вместо уютных картин начнут тут же крутиться цифры – сколько денег придется потратить на ремонт, сколько времени и сил он отнимет.
Согласитесь, что первый вариант окажется более предпочтительным, даже если он подороже. Да, денег жалко – но сколько же времени и сил вы сэкономите! Именно поэтому эксперты рынка недвижимости все чаще рекомендуют владельцам квартир и домов провести хоум-стейджинг – глобальную предпродажную подготовку недвижимости, продуманную таким образом, чтобы с одной стороны придать выставленному на продажу жилью максимально привлекательный вид, а с другой – потратить на это минимум сил и средств.
В этой статье мы хотим поделиться с вами самыми эффективными методами хоум-стейджинга, которые позволят вам быстро и бюджетно увеличить стоимость вашей квартиры, чтобы склонить потенциального покупателя в вашу пользу и в итоге ускорить продажу вашей собственности по самой привлекательной для вас цене.
КОСМЕТИЧЕСКИЙ РЕМОНТ
Сразу скажем: глобальный, капитальный, дорогой ремонт не окупается. По подсчетам экспертов, вы сможете прибавить к цене квартиры максимум половину той суммы, которую потратите на масштабный ремонт.
Поэтому ориентируемся только на самые простые работы и не тратим деньги на дорогие элитные материалы, закупать которые лучше всего в конце сезона ремонтов, то есть поздней осенью. В это время в строительных магазинах дают большие скидки, и можно купить все раза в полтора дешевле, чем весной и летом. Давайте посмотрим, как просто экономить на косметическом ремонте.
Электрика. На полную перекладку проводки лучше даже не замахиваться – это шумно, грязно и долго. Проводку стоит заменить лишь в местах, где она не работает. А вот древние некрасивые розетки и выключатели стоит заменить на недорогие, но приятные глазу.
Сантехника. Если ваша в порядке – чистим, меняем прокладки и вентили. Если же что-то сломано, сколото или треснуло – заменяем на недорогой вариант. Необязательно новый: сегодня многие фирма специализируются на ремонте б/у сантехники, которая продается существенно дешевле, чем новая. С ванной еще проще – если она потеряла товарный вид, ее можно отреставрировать акрилом.
Окна. Несмотря на то, что стеклопакеты сразу повышают цену на квартире, установка новых пластиковых окон не окупается. Деревянные окна подшкуриваем и подкрашиваем. Старые стеклопакеты – подтягиваем и заменяем сломанную фурнитуру.
Межкомнатные двери. Их менять также не выгодно – делаем это лишь в крайнем случае. Старые деревянные двери лучше отшкурить и залакировать. Если они были покрашены – отшкурить, загрунтовать и покрасить. Только не красьте поверх старых наслоений краски – это выглядит очень неопрятно и сразу бросается в глаза. Если в дверях не хватает стеклышек - закажите новые. Это дешевле, чем менять всю дверь.
Потолки. Потолок – первое. На что инстинктивно смотрит человек, впервые зашедший в квартиру. Если ваши потолки оставляют желать лучшего – самым простым и бюджетным вариантом станет натяжной потолок.
Стены. Если ваши стены в идеальном состоянии, то чтобы это продемонстрировать, стоит снять обои и покрасить стены нейтральной светлой краской. Если же состояние стен оставляет желать лучшего – скрыть дефекты помогут обои. Самые простые, бумажные. Их и клеить легче, и стоят они дешевле. В том случае, если стены совсем неровные, обои лучше выбирать рельефные, с объемным тиснением. Если все более-менее неплохо – подойдут и гладкие.
Цвета. Выбирая обои или краску для стен, учтите: большинство покупателей готовы оставить цветовые решения, выбранные предыдущими владельцами квартиры, если они выбрали светлые нейтральные тона. Оптимальный вариант – бежевые, молочные, светло-желтые, кремовые, абрикосовые, теплые оттенки голубого и сиреневого. Кричащие цвета могут не понравиться покупателю.
Полы. Не важно, паркет, ламинат, кафель или линолеум. Важно, чтобы они были ровными, эстетичными, гладкими и не поскрипывали. Старый паркет можно отциклевать и покрыть лаком. Если же с полами у вас совсем беда – оптимальным вариантом для замены станет линолеум. Он легко укладывается, а главное – дешев. Все остальные варианты не окупятся.
Оборудование. Все, что вы планируете оставить новым хозяевам – кондиционер, плита, вытяжка, душевая кабина, дверной звонок и так далее – должно быть починено. Работающая встроенная техника станет большим плюсом и позволит поднять цену на квартиру.
ПОДГОТОВКА К ПРОСМОТРУ
Чтобы понимать, что следует исправлять в первую очередь, поставьте себя на место покупателя. На что вы обратите внимание, выбирая квартиру? К чему стали бы присматриваться особенно тщательно? Большинство людей в этом вопросе довольно предсказуемы, и действуют по одному сценарию.
Подъезд. Вы замечали, что первое впечатление о жилище человека складывается еще до того, как вы переступили его порог. Как театр начинается с вешалки, так и квартира начинается с подъезда. На него тоже обращают внимание при просмотре квартиры.
Разумеется, вы не сможете сделать в подъезде ремонт. Но исправить неприятные мелочи – в ваших силах. Пожалуйтесь в управляющую компанию на мусор и плохую уборку, поменяйте тусклую лампочку на своем этаже, подметите лестничную клетку, положите перед дверью симпатичный коврик. Если в подъезде плохо пахнет – перед приходом потенциального покупателя не только проветривайте подъезд, но и щедро пробрызгивайте первый этаж, лифт и лестничную клетку спреем, уничтожающим запахи.
Генеральная уборка. Аксиома: идеально чистую квартиру можно продать значительно быстрее и выгоднее. Конечно, покупатель понимает, что беспорядок в квартире можно легко убрать, однако плохо убранная квартира вызовет у него неосознанную неприязнь.
Перед тем, как выставить квартиру на продажу, нужно максимально тщательно убрать квартиру. Особое внимание стоит обратить на мелочи, до которых во время уборки редко доходят руки: дверные и оконные ручки, пыльные шторы, выключатели, карнизы, плинтуса, заросшие пылью розетки и удлинители и так далее. Это все нужно хорошенько пропылесосить и отмыть.
Это звучит легко – но на деле такая тщательная уборка не каждому по плечу. Если средства позволяют, лучше нанять клининговую компанию. Вы удивитесь, но ее сотрудники умеют отмывать квартиры так, что они не только кажутся стерильными, но и остаются таковыми очень долго.
Освещение. Мягкий неяркий свет хорош для уютных домашних посиделок. А вот чтобы квартира засияла во всей красе, необходимо включить яркий свет во всех помещениях. Это – одно из главных правил при презентации недвижимости.
Чтобы все комнаты, кухня, коридор, санузлы были максимально освещены, смените все лампочки на максимально яркие. При этом выбирать надо лампы, работающие в теплом диапазоне. Холодный свет делает помещение по казенному неуютным.
При необходимости добавьте дополнительные источники света, например, торшер. Если на балконе нет освещения – поставьте торшер и туда, аккуратно протянув удлинитель так, чтобы он не бросался в глаза.
Личные вещи. Если в выставленной на продажу квартире кто-то живет, все личные вещи на время просмотров стараемся убрать с глаз долой. В том числе – и с вешалки в прихожей.
Почему это важно? Дело в том, что психологически покупатель при просмотре квартиры уже представляет себя ее будущим владельцем. Чем лучше он «прочувствует» квартиру – тем больше захочет ее купить. Но для этого в квартире должно быть минимум свидетельств чужой жизни.
Мебель. Если в квартире кто-то живет, постарайтесь избавиться от лишней и некрасивой мебели, которая создает ощущение мебельного склада. Оставьте только самое необходимое: шкафы, кровати, кресла и диваны, письменный стол, кухню, несколько красивых стульев, прихожую.
Тот же набор мебели рекомендуется оставить, даже если же квартира уже свободна. Конечно, пустые помещения выглядят просторнее, однако наличие небольшого количества мебели поможет покупатель наглядно оценить масштабы помещения. Останется ли в спальне свободное место, если поставить туда огромную кровать? Поместится ли в эту нишу диван? Хорошо ли будет смотреться вон в том углу любимое кресло?
Если вы не планируете забирать из квартиры встроенные шкафы или кухню, обязательно скажите об этом. Такая мебель может стоить очень дорого, и ее наличие повышает привлекательность и цену квартиры.
Ароматы. Вспомните квартиры своих друзей и знакомых. Не правда ли, каждый дом пахнет по-своему? У вашей квартиры тоже есть запах, вот только живя в ней, вы его не чувствуете. Не думайте, что если вы не курите, не держите животных и регулярно убираетесь, неприятных ароматов быть не может. Старый паркет и старая мебель могут давать неприятное амбре. Обои, мягкая мебель и домашний текстиль годами впитывают ароматы бытовой химии, подгоревшей еды и тому подобное. Чтобы понять, как именно пахнет ваша квартира, нужно уехать минимум на неделю. Или просто спросить кого-то из знакомых – приятен ли этот аромат?
Перед визитом покупателей хорошенько проветрите квартиру. Пробрызгайте ее освежителем воздуха без запаха – потому что запах освежителя насторожит покупателя. А затем обеспечьте своему жилью приятный аромат. Психологи утверждают, что самые приятные эмоции у людей вызывают дома, где пахнем кофе, выпечкой, пряными травами и корицей.
Напоследок – самое главное! По оценке экспертов, правильно проведенный хоум-стейджинг позволяет увеличить цену квартиры в среднем на 10-15% от ориентировочной стоимости квартиры. Например, если неподготовленная квартира стоит 5 миллионов рублей, то после подготовки у вас есть все шансы продать ее за 5,5 миллиона рублей. Согласитесь, это стоит того, чтобы приложить немного усилий!