Найти тему

Противоречивая история. Этруски — это русские

Посетите Мультимедийный музей Новой хронологии, не выходя из дома. Виртуальная 3D экскурсия https://www.yarmnh.ru/3d-tour/

В Италии в Эпоху Возрождения все найденные надписи, сделанные не на латыни, считались этрусскими. В настоящее время известно более 12 000 этрусских надписей. Какие только алфавиты не использовали, чтобы прочитать эти тексты: еврейский, арабский, англо-саксонский, рунический и даже китайский. Все было бесполезно. Поэтому и появилась пословица – "этрусское не читается".

Медные листы с этрусским текстом. Музей Академии этрусков в г. Кортона, Италия. Фото автора.
Медные листы с этрусским текстом. Музей Академии этрусков в г. Кортона, Италия. Фото автора.

В 1825 году итальянский ученый, профессор Варшавского университета Себастьян Чьямпи предложил использовать для расшифровки этрусских надписей славянский алфавит. Но его итальянские коллеги заявляли, что немцы, как самые авторитетные ученые в Европе, уже давно доказали, что славяне появились на сцене истории не ранее VI века нашей эры. После этого Чьямпи прекратил свои изыскания.

Более последовательным в исследованиях этрусских текстов был польский археолог и филолог Тадеуш Воланский, для которого славянский язык был родным.

Неизвестный художник. Портрет Тадеуша Воланского. 1865 год
Неизвестный художник. Портрет Тадеуша Воланского. 1865 год

Для удобства расшифровки этрусских надписей он составил специальную таблицу, с помощью которой весьма удачно прочитал многие этрусские тексты. Один из них — надпись на бронзовой фигурке мальчика с птицей, найденной в 1587 году: «Воле дае; може чо за ни милек чает». В переводе на современный русский это звучит так: «Волю даю; может быть, что-нибудь милый чает».

Фигурка мальчика с птицей. Григорианский Этрусский музей Ватикана
Фигурка мальчика с птицей. Григорианский Этрусский музей Ватикана

Опираясь на славянские языки, Тадеуш Воланский прочитал не только этрусские тексты, но и многие другие надписи, найденные в Западной Европе, которые так же, как и этрусские, считались нечитаемыми. Конечно, Воланский понимал, что его открытие не будет воспринято в Западной Европе, поэтому в письме к археологу Каролю Рогавскому он писал:

«Разве в Италии, Индии и Персии — даже в Египте — нет славянских памятников?… Разве древние книги Зороастры, разве развалины Вавилона, памятники Дария, остатки Парса-града, покрытые клинописью, не содержат надписей, понятным славянам? Англичане, французы и немцы смотрят на это, как козел на воду».

Можно сказать, что исследования Воланского по истории славян в Западной Европе были научным подвигом, поэтому судьба ученого складывалась непросто. В 1853 году католическая церковь внесла труды Воланского в «Индекс запрещенных книг», а польские иезуиты сожгли его книги на костре. Но этого им казалось мало, поэтому они требовали казнить ученого. Воланский остался жив только благодаря вмешательству императора Николая I.