Найти в Дзене
ЭДКОМ

Электронные учебники — за или против?

Не успели отзвучать дискуссии о внедрении довольно сомнительной идеи внедрения ЕГЭ в школах, как жизнь вновь подкидывает нам загадку. С начала следующего 2022 года в Москве, а затем и других городах России, будут внедряться электронные учебники (ЭУ). Смогут ли они заменить традиционные методы изложения школьной программы, или это очередная рекламная кампания, вроде массового внедрения компьютеров в школах?

«За» ЭУ:

1) ЭУ сможет существенно разгрузить школьников от неподъёмной тяжести бумажных учебников и дополнительных материалов. Как мы помним, когда-то очень давно школьники ходили в школу с портфелями, дипломатами, сумками. С тех пор количество учебников возросло, и непременным атрибутом учащегося стал школьный рюкзак. Нельзя не вспомнить и о шестилетках, которым нельзя, но приходится носить тяжести. В этом случае 350-граммовый ЭУ станет прекрасной альтернативой.

2) Программы в ЭУ мало чем отличаются от обычных компьютерных программ, обладая высокой медийностью. Они, как и сёрфинг в Сети, обладают набором гипертекстовых ссылок, что позволяет отыскивать нужный учебный материал в более удобном виде.

3) Организаторам учебного процесса станет проще работать с классом, искать дополнительные материалы (к их услугам весь Интернет с его необычайно широкими возможностями и сложностью правильного выбора).

4) Школьник с детских лет будет привыкать работать по современным технологиям, которые наверняка пригодятся в его дальнейшей судьбе.

Вот, пожалуй, и всё, чем может похвастаться ЭУ. Давайте теперь рассмотрим доводы

«Против» ЭУ:

1) Очень и очень немногие школы могут похвастаться наличием в них обычных компьютерных классов (особенно если они расположены вдали от центров). Кто будет внедрять там серверы, где искать квалифицированные кадры (читай – администраторов, программистов, методистов)? А тут речь идёт о нетбуках, о которых в глубинке и слыхом не слыхивали.

2) Создатели ЭУ довольно самоуверенно представляют себе школьников тихими «ботаниками», которые только и знают, что тихо нажимают на кнопочки. Школьники вовсе не такие, а их «шалости» вовсе не будут гарантировать бережного отношения к ЭУ (дети вообще мало придают значения ценности предметов, так как о деньгах имеют смутные впечатления). Для собственной безопасности такой ЭУ должен как минимум иметь мощную противоударную защиту (хотя бы экрана). Но пока этого нет. А кто будет ремонтировать эти устройства? Где взять столько сервисных центров?

3) Чрезвычайно высокая цена, которая в прямом смысле ляжет на плечи родителей. Не каждый может выложить за сомнительный прибор 1-2 месячных зарплаты (чтобы там себе ни думали о зарплатах россиян чиновники из Москвы). Ведь есть семьи, которые не в состоянии купить коляску и другие необходимые вещи для своих детей. И как тогда быть? Часть школьников будет учиться по ЭУ, а большая часть по стандартным учебникам? И как тогда вообще проводить учебный процесс?

4) Экран по технологии E-ink хотя и довольно безвреден для детских (и не только) глаз, но отвратителен по своим другим параметрам, а именно: чтение с него ведётся «застывшим» взглядом, без движения глаз, строго под определённым углом. В результате глаза будут уставать всё равно, а голова болеть. Большие ЖК-мониторы в силу именно своего большого размера заставляют глаза перемещаться из одной точки в другую, а здесь экран-то очень мал. Одним словом, есть над чем подумать.

5) Не все школьные материалы легко адаптировать под ЭУ. Ведь уровень изложения материала с годами усложняется, а самые первые знания крайне важны, это база для любой науки. Если для чего-то ЭУ очень удобен (моделирование физических и химических процессов, чтение «голых» текстов, тестовые задания и т.п.), то другие вещи для него просто не подходят (музыка, цветная графика и т.п.). Мы ведь не забыли, что-экран-то монохромный? Так что про биологию, географию, рисование и прочую зоологию можно сразу забыть. И даже с текстами без иллюстраций здесь не очень ясно. При изменении размера шрифта (не забыли, что школьники разного возраста должны работать с разным представлением текста!) текст на экране требует переносов, а этот вопрос довольно болезненный. Впрочем, так скоро переносы вообще отменят как класс. Кстати, поговаривают, что текст в этой модели ЭУ нельзя повернуть вдоль широкой стороны экрана.

6) ЭУ просто неудобно держать. Вот неудобно и всё тут. 350 граммов. На весу. Весь день. А подставок и фиксаторов пока нет, и, возможно, не будет – хорошая подставка будет весить ничуть не меньше самого устройства, и о «лёгкости» ЭУ придётся забыть.

7) Через год-два эта модель явно устареет, и школьные чиновники заставят проводить «апгрейд», требуя новых денег при неясных перспективах.

Так будет ли являться ЭУ «учебником будущего», или это очередная попытка уйти от наболевших проблем школьного образования в России (а заодно и очередной раз заставить платить родителей учеников), мы узнаем совсем скоро – в начале нового года.

Ознакомиться с современными образовательными решениями: https://www.edcomm.ru/catalog/oborudovanie-dlya-obrazovaniya/

#электронные учебники #edcomm #школа #образование #стандарты