Найти тему

Космическая гонка миллиардеров отражает колониальное мышление, которое не может представить себе другой мир

Оглавление
Художественное изображение будущей космической колонии. (Фото: Shutterstock)
Художественное изображение будущей космической колонии. (Фото: Shutterstock)

Эта статья была первоначально опубликована во время Беседы. Публикация внесла свой вклад в статью Space.com Голоса экспертов: Обзор и идеи.

Тед Маккормик, доцент кафедры истории Университета Конкордии

Это было время политической неопределенности, культурных конфликтов и социальных перемен. Частные предприятия использовали технологические достижения и природные ресурсы, создавая беспрецедентные состояния, нанося ущерб местным сообществам и окружающей среде. Работающие бедные перенаселенные города, побуждающие владельцев собственности развивать более строгие режимы наблюдения и лишения свободы. Сельские районы лежали в запустении, здания пустовали, церкви пустовали — материал для моралистических элегий.

Свирепствовали эпидемии, вынуждая к карантину в портах и блокированию улиц. Данные о смертности были предметом еженедельных новостей и комментариев.

В зависимости от точки зрения, мобильность — выбранная или вынужденная — была либо причиной, либо следствием общего расстройства. Неконтролируемая мобильность была связана с политической нестабильностью, моральным вырождением и социальным распадом. Однако одна из форм планируемой мобильности обещала решить эти проблемы: колонизация.

Европа и ее бывшие империи сильно изменились с 17 века. Но сохранение колониализма как предполагаемой панацеи наводит на мысль, что мы не так далеки от раннего нового времени, как нам кажется.

-2

Колониальное обещание безграничного роста

Колониальные схемы семнадцатого века включали плантации вокруг Атлантики и мотивы, которые сейчас звучат архаично. Сторонники экспансии, такие как английский писатель Ричард Хаклуит, чей Дискурс о западном насаждении (1584) описал преимущества империи для королевы Елизаветы: колонизация Нового Света предотвратила бы испанскую католическую гегемонию и предоставила бы шанс заявить права на души коренных народов для протестантизма.

-3

Но ключевым обещанием было экономическое и социальное обновление метрополии за счет новых товаров, торговли и территории. Прежде всего, планируемая мобильность излечила бы болезни очевидного перенаселения. Отправка бедных за границу рубить лес, добывать золото или выращивать тростник, по словам Хаклюйта, превратила бы "множество бездельников и праздных бродяг", которые "кишат" на улицах Англии и "донимают и набивают" ее тюрьмы, в трудолюбивых рабочих, обеспечивая сырье и причину для размножения. Колонизация способствовала бы безграничному росту.

По мере того как в Ольстере, Виргиния, Новой Англии и Карибском бассейне формировались английские плантации, "проекторы" — люди (почти всегда мужчины), которые обещали использовать новые виды знаний для радикального и выгодного преобразования общества, — привязали мобильность к новым наукам и технологиям. Они были вдохновлены как видением английского философа Фрэнсиса Бэкона о технологически ориентированном государстве в Новой Атлантиде, так и его пропагандой наблюдений и экспериментов.

Открытия и изобретения

Английский агроном Габриэль Платтес предупреждал в 1639 году, что "открытие новых миров не похоже на постоянную торговлю". Но многие другие рассматривали якобы свободную Америку как приглашение к пересадке людей, растений и машин.

Изобретатель Кресси Даймок (из Линкольншира, где схемы осушения болот превращали водно-болотные угодья в сухие) искала поддержку для "вечного двигателя", который будет вспахивать поля в Англии, расчищать леса в Вирджинии и управлять сахарными заводами на Барбадосе. Даймок отождествил частную прибыль и общественное благо, ускорив плантацию и заменив дорогостоящих тягловых животных более дешевым рабским трудом. Проекты по всей империи предполагали использование праздных, создание "локтевого пространства", исцеление "неестественных разногласий" и превращение Англии в "сад мира".

Исследование внеземных цивилизаций

Сегодня Луна и Марс находятся в поле зрения проекторов. И обещания миллиардеров Илона Маска и Джеффа Безоса относительно колонизации аналогичны по амбициям тем, что были четыре столетия назад.

Как сказал Безос аудитории на Международной конференции по космическому развитию в 2018 году: "Нам придется покинуть эту планету, и мы собираемся покинуть ее, и это сделает эту планету лучше".

Безос прослеживает свои размышления до принстонского физика Джеральда О'Нила, чья статья 1974 года "Колонизация космоса" (и книга 1977 года "Высокий рубеж") представили орбитальные поселения как решения почти всех основных проблем, стоящих перед Землей. Безос вторит предложению О'Нила убрать тяжелую промышленность — и промышленный труд — с планеты, превратив Землю в преимущественно жилое, зеленое пространство. Так сказать, сад.

Видео выступления Безоса

Планы Маска на Марс одновременно более циничны и более грандиозны по срокам и техническим требованиям, если не в максимальной степени. Они сосредоточены на сомнительной возможности "терраформирования" Марса с использованием ресурсов и технологий, которых еще не существует.

Маск планировал отправить первых людей на Марс в 2024 году, а к 2030 году он планировал создать город, запустив до 100 000 рейсов с Земли на Марс в течение столетия.

По состоянию на 2020 год сроки были немного сдвинуты, отчасти из-за того, что для терраформирования может потребоваться бомбардировка Марса 10 000 ядерными ракетами для запуска. Но видение — Марс процветающих культур, пиццерий и "предпринимательских возможностей", сохранения жизни и выплаты дивидендов, в то время как Земля становится все более непригодной для жизни, — остается. Как и колониальные компании-государства 17-го и 18-го веков, SpaceX Маска в значительной степени опирается на поддержку правительства, но будет принимать свои собственные законы на своей недавно заселенной планете.

Провал воображения

Техноутопические видения Маска и Безоса предают некоторые из тех же предположений, что и их ранние современные предки. Они предлагают колониализм в качестве панацеи от сложных социальных, политических и экономических проблем, вместо того, чтобы пытаться создать лучший мир в условиях ограничений нашей окружающей среды.

И вместо того, чтобы столкнуться с ощутимыми разрушительными последствиями идеологии безграничного роста на нашей планете, они стремятся экспортировать ее в неизменном виде в космос. Они воображают себя способными создавать пригодную для жизни среду там, где ее не существует.

Но, несмотря на все их футуристические образы, они не смогли представить себе другой мир. И они проигнорировали историю колониализма в этом вопросе. Империя никогда не воссоздавала Эдем, но она подпитывала многовековой рост, основанный на экспроприации, порабощении и преобразовании окружающей среды вопреки всем ограничениям. Сегодня мы боремся с этими последствиями.

Это перевод с Space с максимальным сохранением смысла публикации .

P/S:Статья спорная критикуя идею безграничного расширения человеческого сообщества в космическое пространство, предлагает «типичный зеленый путь». Замкнуться на планете и вести полный ограничений и лишений образ жизни.

Жизни в которой для большинства уготована не жизнь, а жалкое существование.

Мне лично больше импонирует безграничная экспансия, к которому стремиться все живое.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки