В. В прошлый раз Вы рассказывали про ультраметрическое пространство, которое описывается системой р-адических чисел. Какой смысл Вы вкладываете в понятие ультраметрики, как действительной инерции?
ДИ. В прошлых Беседах я рассказывал, что если наша вещественная метрика определяет расстояния «вширь», то «ультраметрика – «вглубь». Понять это не просто. В нашем метрическом мире ультраметрических аналогов просто нет. Поэтому во всё это верится с трудом (необходимо преодолеть определённые стереотипы, и…ничему не удивляться).
Если наши метрические расстояния «вширь» реализуют нашу динамику, то ультраметрические расстояния «вглубь» - термодинамику. Когда пробное тело нагревают, оно расширяется (расстояния как бы уходят «вглубь»). Через какое-то время нагретое тело резко (скачком) скидывает это напряжение (оно при этом сжимается, т.е. расстояния как бы возвращаются из глубины). Тело начинает термодинамически пульсировать (такое явление можно наблюдать в бане, когда нагретая железная печка начинает трещать). В этом и заключается механизм действительной внутренней ультраметрической инерции. Закалка металла то и означает, что мы вытаскиваем из тела «лишние» расстояния, увеличивая тем самым его прочность. Так ультраметрическая инерция проявляет себя на 1-связном уровне вещественного пространства.
В 2-связном атомном пространстве Материи (в комплексном мире) ультраметрическая инерция проявляет себя в эффекте радиоактивности. Там уже заряды уходят «внутрь/вовне», что проявляется в явлении α-распада.
В 3-связном пространстве происходит уже закачка «вовнутрь/вовне» энергии, что проявляется в превращении лептона в один из трёх своих образов (e,µ,τ).
В. У Вас есть ещё какие-нибудь дополнения по этому вопросу?
ДИ. Да. В прошлой Беседе я отметил два ключевых свойства р-адического числа. Оно (полином этого числа-дерева), во-первых, состоит из своих «этажей» - «ствол», «ветви», «сучья», «веточки», «листья»… А, во вторых, эти «этажи» имеют иерархическую структуру (т.е. «ствол» главнее «ветвей», а «ветви» важнее «сучьев», и т.д.). Я так же отмечал, что не р-адическое число образовано простыми числами, а, наоборот, простое число нашей вещественной числовой оси есть вторичное образование, как результат «решения» данного полинома. А уже от производных (от р-адического числа) простых чисел, инверсионно (симплектически) «рождаются» все прочие (уже не простые) числа нашей с вами вещественной числовой оси.
Возникает вопрос, как на этой оси числа различаются на «больше/меньше»? Западная наука решила этот вопрос в своём любимом ковбойском стиле,- «2<3, потому, что два меньше трёх». Тут, как говорится, не поспоришь, и главное – всё логично. Как отвечает на это православная наука? Различение на «больше/меньше» заложено в р-адическое число-полином иерархией «этажей». Тот «этаж», что главнее, и будет формировать большее число на нашей вещественной оси, а «подчинённый этаж» сформирует меньшее вещественное число. Поэтому различением на «больше/меньше» мы обязаны именно ультраметрике (сильному неравенству треугольника), закладываемой в основания действительного пространства.
Так же я отмечал, что пространство «этажей» р-адического числа, перекручено друг относительно друга. Это свойство влияет на смену напряжений во вращающемся теле (происходит смена центростремительного ускорения на центробежное, и обратно). При больших скоростях вращения, эти напряжения, связанные с перекруткой «этажей», могут привести к разрыву маховика, например. И это тоже показывает эффект ультраметрической инерции.
Я бы ещё отметил явление броуновского движения частиц. Оно тоже возникает как эффект «распаковки» «внутреннего» расстояния, и превращения его в расстояние «внешнее». Так ультраметрика переходит в метрику, и наоборот. И это тоже эффект ультраметрической инерции.
Ввиду иерархичности р-адических чисел (команды идут только в одном направлении от «старших» к «младшим») мы получаем закон - второе начало термодинамики (теплота всегда передается от более горячего тела более холодному). Однако, о механизме теплопередачи, современная наука не говорит ни слова. А, ведь, это тоже эффект ультраметрической инерции.
Когда военный самолёт преодолевает скорость звука, вокруг него образуется окрестность-облако, формируется фронт ударной волны. Что из себя представляет эта самая ударная волна? Ультраметрика выворачивается относительно метрики, «внутренние» расстояния превращаются во «внешние» (они то и формируют фронт ударной волны). И это тоже проявление эффекта ультраметрической инерции.
Стоит здесь упомянуть и о таком уникальном явлении, как кавитация. Учёные до сих пор безрезультатно «ломают голову» над механизмом её реализации. Я её обозначаю как «взрыв вовнутрь», когда «внешние» метрические расстояния устремляются «вовнутрь». Кавитация – это тоже проявление эффекта ультраметрической инерции.
И вот что интересно, если выход расстояний наружу даёт красный спектр пробного тела (так нагревается болид при входе в плотные слои атмосферы; или, по такой вот схеме происходит нагрев парового пузырька в воде), то заход расстояний «вовнутрь» проявит фиолетовую часть спектра (именно такой спектр даёт фиолетовое кавитационное свечение Черенкова). Кавитация, схлопывая расстояния «вовнутрь», затягивает за собой расстояния окружающих пробное тело среды и объектов. У гребных винтов оказываются вырванными «с мясом» значительные области поверхности, что приводит к их быстрому износу.
Давайте, дадим читателю отдохнуть. Затем, продолжим.
В. Какие ещё интересные особенности ультраметрики можно отметить?
ДИ. Математики говорят о вложенности «шаров» (так условно называют ультраметрические объекты) друг в друга. Центр у такого «шара» везде, а граница – нигде. С тем же самолётом, достигающим скорости звука, каждая точка фронта ударной волны связана абсолютно со всеми точками лайнера (центр везде), а сама ударная волна (её периферия) «размазываются по всему пространству (граница – нигде).
Я уже отмечал, что так, ультраметрически, растёт вся наша флора (не зря же наши деревья копируют структуру р-адических чисел). Маленькое семечко содержит в себе («шары» содержатся друг в друге, причём, «малое» содержит «большее») огромное дерево (вернее, всё множество поколений деревьев («шаров»)), призванных появиться от этого семечка.
В. Как Вы считаете, стабильность α-частицы (ядро атома гелия) как то связана с ультраметрикой?
ДИ. Да, α-частица именно потому стабильна, что в ней метрика протона равно скомпенсирована ультраметрикой нейтрона. Напомню, что в 2-связных пространствах «ныряние» «вовне» и «вовнутрь» осуществляют уже не расстояния, а заряды.
В. Простите, что перебиваю, но «чудесное» соответствие динамики и электродинамики (все уравнения 1-связного пространства находят соответствие в уравнениях 2-связного пространства) – это тоже результат единого проявления ультраметрики?
ДИ. Конечно, только, как я и отмечаю, замени «расстояния» в динамике 1-связного пространства на «заряды», и ты получишь электродинамику 2-связного пространства.
В. «Расстояние» в 1-связном пространстве – оно одно. Зарядов в 2-связном пространстве – два («+» и «-»). А энергий в 3-связном – три?
ДИ. Да, потенциальная, кинетическая, и внутренняя. Похвально, что Вы уже начинаете мыслить системно. Но, вернусь к вопросу стабильности α-частицы. Вот скажите мне, почему заряды кварков в протоне (+2/3+2/3-1/3) и нейтроне (-1/3;-1/3;+2/3) распределяются именно таким образом? Ведь могли же бы они распределиться как-то, по другому (вариантов – куча). Такое их распределение обусловлено взаимной гармонией метрики и ультраметрики (что гармонизирует и арифметические операции между ними). Вот как я отметил это в одной из прошлых своих публикаций.
В ультраметрике «сложение» дробей идёт не по общему знаменателю (как у нас в метрике), а по ОБЩЕМУ ЧИСЛИТЕЛЮ! Причём, что характерно! Выворачиваются как сами арифметические действия, так и знаки при числах! И! Основание в общем числителе берётся не по наибольшему кратному (как у нас в метрике), а по наименьшему кратному! Так определяется каждый элемент (кварк) симплекса протона p: (+2/3;+2/3;-1/3).
+2/3+2/3 ↔ -2/3-2/3 = -2/6 = -1/3 (БИНГО);
+2/3-1/3 ↔ -2/3+1/3 = 1/(-3/2 + 3) = 1/(3/2) = +2/3 (БИНГО).
Т.е. хотя сам протон – метрический симплекс, но внутри у него хозяйничает ультраметрика, производя распределение зарядов по кваркам (и не только зарядов, а и действий с ними).
У нейтрона всё наоборот. Смотрите. А теперь давайте проверим «арифметику нейтрона n: (-1/3;-1/3;+2/3). Легко увидеть, что она уже метрическая!
-1/3-1/3 ↔ +1/3+1/3 = +2/3 (БИНГО)
2/3-1/3 ↔ -2/3+1/3 = -1/3 (БИНГО)
Даже умножение знаков в ультраметрике выворачивает их «шиворот-на-выворот». ТАМ (+)*(+)=(-), а (+)*(-)=(+), и (-)*(-)=(-).
Ещё раз повторю, α-частица стабильна, ибо гармонично скомпенсирована в себе метрикой и ультраметрикой.
В. А нуклоны в ядре как компануются?
ДИ. Все они собираются в α-частицы, а уже сами α-частицы между собой соединяются двояким образом. Одни α-частицы выставляют «вовне» свою метрическую составляющую (назовём такую частицу αm-), а другие, соответственно, наоборот, стремятся проявить «вовне» свою ультраметрическую составляющую (αu-). И взаимодействие осуществляется между этими уже «узлами». Такой узел образует как бы α-частицу, но уже более высокого порядка (αm-αm-αu-αu). Ну а дальше процедуру Вы знаете.
В. А как сегодня развивается научная мысль в плане практического применения ультраметрики?
ДИ. Как это ни печально, но, почти никак. Сегодня даже собираются научные конференции по теме ультраметрики и р-адики, но… Дальше теоретизирования, дело, обычно, не идёт. Есть, справедливости ради, ряд исследований, помещающих ультраметрику лишь (и только лишь) в область человеческого сознания. Безграничный охват человеческой мыслью любых пространств делает аналогию нашего сознания, как структуры ультраметрического пространства. Хочется верить, что и такие робкие шаги навстречу ультраметрике, дадут в своё время достойный плод.
Всего Вам доброго.