Найти тему
Виктор Никитин

Битлз - Helter Skelter

Песня The Beatles 1968 года "Helter Skelter" - одна из самых знаковых и печально известных, когда-либо выпущенных "Великолепной четверкой". Основной элемент раннего хард-рока и огромное влияние раннего развития хэви-метала, "Helter Skelter’ - это "Битлз" в их самом тяжелом проявлении. Написанная “полностью” Полом Маккартни, она включает в себя его мощную вокальную партию, низкий, гудящий бас и игру гитариста Джорджа Харрисона, который привносит в песню некоторые из своих самых эффектных риффов.

Битлз
Битлз

Игра Харрисона в этой песне представляет, возможно, самую тяжелую вариацию песен Битлз и, несомненно, одна из его лучших. На ‘Helter Skelter" нетрудно увидеть насколько возросло мастерство игры Харрисона по сравнению с началом битловской эры.

Песня вышла на The Beatles: White Album на третьей стороне.

Песня не имеет какого-то скрытого смысла, как многие другие песни группы.

Оказавшись внизу,
снова лезу назад на вершину горы,
Чтоб опять в свой черед мчаться в тартарары,
И, оказавшись внизу, снова вижу тебя.

Примерно так, если очень коротко.

Да и название песни у нас сильно разнится - кто-то переводит её как "Суматоха", другие дают ей название "Кавардак". Это все так. И то и другое верно. Но я с этим не согласен. Исходя из мелодии и игры музыкантов, манеры преподнесения звукового материала больше подходит перевод "Как попало". И действительно, создается впечатление, когда ее слушаешь, что никто не знает, как ее играть. Играют именно "как попало". Собрались, сели поиграть, и вот так получилось. Уж не обессудьте.

Песня оказалась в середине скандала с тогдашним американским создателем секты "Семья", члены которой в 1969 году совершили серию тяжких убийств, в том числе актрисы Шэрон Тейт. Мэнсон на суде заявил, что во всем виновата песня Битлз, в которой они призывают "Встань!" и "Убей"! Он сказал, что это не он писал музыку. Зачем винить его в этом? Не я проецировал ее в сознание людей." Это, конечно, бред больного человека. В конце концов он был приговорен к смертной казни, которую потом заменили на 9 пожизненных сроков. Умер в тюрьме в 2017 году.

Маккартни был потрясен, как убийца связал влияние его песни на людей.

Он говорил Барри Майлзу в книге Many Years From Now: “Я использовал символ суматохи как движение сверху вниз - взлет и падение Римской империи – и это было падение, гибель и есть падение. Мы не вкладывали в нее какого-то глубокого смысла, ну уж точно не того, что придумал Мэнсон об этом довольно милом названии, но с тех пор оно приобрело всевозможные зловещие оттенки, потому что Мэнсон подхватил его как гимн, и с тех пор довольно много панк-групп перепели ее, потому что она отлично подходила как для рок-групп так и для панк -групп”.

За годы, прошедшие с 1968 года, также выяснилось, что основное вдохновение со слов Пола Маккартни для сочинения этой песни пришло от одного из участников "Британского вторжения". И это были не "Роллинг Стоунз", не "Кинкс" и не "Холлис", а "The Who". Маккартни как -то услышал или прочитал в прессе, как гитарист The Who Пит Таунсенд (нам уже всем известный своими скандальными высказываниями) описал новый сингл The Who 1967 года "I Can See For Miles".

Маккартни вспоминал: “Я был в Шотландии и прочитал в "Мелоди Мейкер", что Пит Таунсенд сказал: "Мы только что сделали самую непристойную, самую громкую, самую нелепую запись рок-н-ролла, которую вы когда-либо слышали". На самом деле я тогда еще не слышал и не знал, какой трек записали The Who, но это заставило меня задуматься; просто услышав, как он говорит об этом. Поэтому я сказал своим ребятам: "Я думаю, мы должны сделать такую песню, что-нибудь действительно дикое, несуразное". И я написал "Helter Skelter’.”

Маккартни продолжил: “Вы можете слышать, какими хриплыми голосами мы поем, и мы играли так долго с начала до конца, потом опять уходили в начало. Первая сессия длилась 27 минут. Мы просто попытались сделать звук громче: "Разве мы не можем сделать барабаны погромче?"- спросил я. Первую копию забраковали, потому что она показалась не слишком громкой. Это было действительно все, что я хотел сделать – сделать очень громкую бестолковую запись рок-н-ролла с Битлз. И я думаю, что это довольно хорошо у нас получилось”.

Через пару месяцев группа возвращается к этой песне снова. Ринго Старр вспоминает о записи этой песни, как о полном безумии. Все бегали по студии, орали, дошло до того, что Ринго закричал к концу 21-го дубля: "У меня волдыри на пальцах" и этот вопль вошел в альбомную версию песни. Джон играл на саксофоне, кто-то играл на трубе. Кто-то стучал по мебели - стульям, столу, по тарелкам, создавая дополнительный шум. В два часа ночи запись была окончена.

В эксклюзивном интервью 1968 года "Радио Люксембург" Маккартни высказал мнение, что песня "Битлз" превзошла песню The Who по громкости, хотя Маккартни признал, что она была “просто нелепой песней”. Для них, может быть, и так, но в конечном итоге это вдохновило многие более тяжелые музыкальные жанры, которым суждено было развиться в последующие годы, и это влияние нельзя недооценивать.

Послушайте ‘Helter Skelter’ ниже (альбомная версия)

Маккартни еще раз доказал свой талант песенника. Любой жанр ему по плечу. Я не так давно изменил свое мнение об этой песне. Раньше я считал ее просто нагромождением шума. Сейчас же открылась какая-то другая внутренняя суть - необъяснимая, все еще не совсем понятная.... будет интересно услышать ваши отзывы.

Вам всем как всегда спасибо за ваше внимание к моим статьям.

О других песнях:

Love Hurts

Стаканчик блюза

10 лучших дуэтов

Rod Stewart - One More Time

Je suis malade

Москва Златоглавая

Битлз - Helter Skelter

The House Of The Rising Sun

Tom Waits - Chocolate Jesus

Rolling Stones - Honky Tonk Women

Mercury & Caballe - Barcelona

Riders On The Storm

All You Need Is Love

Ободзинский поет Вертинского

Rolling Stones - Wild Horses

The Doors - Light My Fire

Sparks - Your Fandango