Найти тему

Советы психолога: как научить особого ребёнка сотрудничать

Некоторые дети с особыми нуждами не проявляют интереса к людям и окружающему миру, не идут на контакт со взрослыми. Психолог особого семейного центра «Роза ветров» рассказывает, что «разбудить» такого ребёнка – непростая задача для родителей.

Некоторые дети с особыми нуждами не проявляют интереса к людям и окружающему миру, не идут на контакт со взрослыми.

Обычно родители, как сознательно, так и подсознательно, стремятся отыскать то, что вызовет отклик у ребёнка. Очень важно, чтобы они не прекращали попыток и не отвергали ребёнка, даже если он им не отвечает, но снова и снова продолжали улыбаться ему, брать на руки, ласкать его и искать игры и занятия, которые ему понравятся.

Родителям может казаться, что постоянное повторение одной и той же любимой игры – будь то «щекотка», качание на коленях или пускание мыльных пузырей – не приносит ребёнку никакой пользы, но это не так. Играть не только приятно, но и полезно, это стимулирует освоение новых навыков. Если ребёнку нравится пускать пузыри, это даёт ему повод указать на них рукой, произнести слово «пузыри» или поиграть в пускание пузырей с другими детьми.

Следите за тем, как ребёнок реагирует на происходящее: даже самая слабая реакция – ключ к его чувствам. Предлагая детям интересные игры, вы дарите им совершенно особое время, в ходе которого они имеют возможность получить новые впечатления. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением.

  • Объясняйте ребёнку, что происходит с окружающими. «Он упал и ушибся. Ему больно», «У неё день рождения. Ей весело». Если ребёнок обидел кого-нибудь, объясните ему, что произошло: «Ты ударил Мишу. Он плачет. Бедный Миша!».
  • Показывайте ребёнку изображения людей, выражающих различные эмоции, и в самых простых словах объясняйте, что с ними происходит и что они при этом чувствуют. Можно прочитать ребёнку книгу, герои которой проявляют различные эмоции.
  • Показывайте ребёнку в зеркале весёлое или грустное лицо, удивлённое или сердитое лицо, то есть самый разный спектр эмоций человека.
  • Открыто выражайте свои собственные эмоции и говорите о них.
  • Играйте с ребёнком в сюжетные игры, персонажи которых испытывают различные эмоции, например, в болезнь куклы.

Елена Ермолаева отмечает, что проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта», что поможет понимать и выражать свои эмоции, а также распознавать эмоции других людей, создавать доброжелательное и открытое общение детей друг с другом, с родителем и с педагогом.