Найти тему
Tолковая Алина

Семейное обучение: почему я - "за" и почему я - "против"

Скоро осень...
Скоро осень...

Неделя до 1 сентября: паника, бунт, принятие, предвкушение...

А, может, ну её - эту систему образования? Выгоревшие учителя, странные учебники, общающиеся исключительно матом одноклассники... многим жаль тратить время на всю эту профанацию - все равно вторая часть дня - у репетиторов. Все чаще прогрессивные родители выбирают семейное обучение (СО). И буквально сутки назад меня угораздило ввязаться в интернет-дискуссию на эту тему. Опять я там кого-то обидела и разочаровала)) От диалогов осталось неприятное послевкусие. Вот другие хотят и могут вырвать своих детей из порочной системы, в которой много хамства и мало человечности, а ты - нет. Плохая, плохая мать...

Но я точно знаю, что СО не потяну: нет у меня столько денег. И это успокаивает. Я продаю свое время, я должна работать весь день (и иногда по ночам). Возможно, все аргументы против СО - всего лишь попытка оправдаться в собственных глазах? Защитный механизм психики? Зелен, зелен виноград...

Прислушалась к себе - я НЕ ХОЧУ заменять детям школу в ущерб своей карьере и частной, только моей жизни (или что там от нее осталось). А сама моя 14-летняя дочь в онлайн школе качественно учиться не будет - дистант мои догадки подтвердил. Тут и простое раздолбайство подростка, и особенности восприятия, из-за которых работа с учебником или чтение и сопоставление карточек превращается в пытку. Ей нужно рассказывать. Объяснять на пальцах. А это дорого.

Хотя по образованию я - педагог. Но именно педагогом своим детям я так и не стала. "Нет пророка в своем отечестве" - говорил один великий Учитель...

А ещё у меня есть личный травмирующий опыт: когда тебя сначала растят в теплой семейной обстановке (в сад я не ходила), а потом ты оказываешься один на один с реальностью.

Все неписанные законы пребывания в коллективе пришлось усваивать на ходу, не вовремя - было очень больно. Некоторым вещам я так и не научилась.

Я с реальностью столкнулась в первом классе. Когда с этой самой реальностью столкнутся дети, обученные на СО? Или ну ее, эту реальность? Быдловатых одноклассников, истеричных педагогов, конкурсы строевой песни...

Я многое прочитала о СО, когда стало понятно, что дислексиков в российской школе не замечают и поблажек не делают. Я заходила на форумы со-шников, читала статьи профессиональных педагогов и психологов... Но четкого ответа на вопрос, является ли СО залогом успешной жизни взрослого человека, не нашла. Нет пока достаточного количества данных. Многие ссылаются на опыт дворянских семей в царской России. Но, минуточку... плеяду талантов, во многом обеспечивших расцвет русской культуры начала и середины 19 века дал все же Царскосельский лицей (по сути, интернат с довольно жёсткой дисциплиной: без розг, но могли и в карцер посадить). А вот Лермонтов воспитывался в поместье у бабушки. И плюньте мне в глаз те, кто считает, что не было у Михаила Юрьевича проблем с социальной адаптацией.

Основой образования России к началу 20 века были все же гимназии.

Мне нравится идея небольшой частной полушколы. Такие сейчас называют "катакомбными" (по аналогии с первыми христианами Рима, проводившими обряды в катакомбах). Родители, воодушевлённые возможностью организовать обучения детей по-своему, объединяются, нанимают в складчину репетиторов, организуют пресловутую социальную адаптацию - но среди своих, развитых, культурных, целеустремлённых...

Подозреваю, что, как и в любом коллективе, даже среди единомышленников есть свои лидеры, аутсайдеры и молчаливое большинство. Это только догадка, основанная на наблюдениях за доступными мне человеческими сообществами. Может, эти люди просто на порядок выше всех нас и уже овладели нормами экологичного общения? И научат своих детей...

А детям не придется прогибаться под этот мир, они пойдут своей дорогой?

Фриланс и современные онлайн сервисы позволяют вообще не выходить из дома даже в магазин.

Знакомства давно перешли в интернет формат, в соцсетях пасутся и наши "обычные" дети.

Но я слишком устала к своим 42 годам, чтобы заниматься ещё и этим - огранизовывать дочерям оранжерейные условия на ближайшие 10 лет.

Ведь, как ни крути, СО - оранжерея. Вырастет ли в ней непременно экзотический цветок? Хочу ли я вырастить экзотический цветок в наших широтах?

Или, может, я - такая вот неуспешная, потому что меня перемолола советская система образования? И не быть мне свободной и предприимчивой. Не умею я мыслить нешаблонно, рисковать... предпочитаю синицу в руках. И детям своим такое же будущее готовлю.

Вопросы, вопросы, вопросы...

А вы готовы организовать своему ребенку СО? Или, может, уже успешно практикуете?