В пятницу после обеда Сож напоминает оживлённую автомобильную трассу. Впереди выходные, и люди спешат из душных квартир на природу, к воде. Туда-сюда снуют прогулочные катера с отдыхающими, кто-то загорает под парусами, покачиваются на казанках рыбаки. Оказывается, вся эта водная идиллия тщательно контролируется. За владельцами яхт, катеров и лодок присматривают сотрудники госинспекции по маломерным судам. Это как ГАИ, только на воде. «Белка» отправилась в рейд с инспекторами и понаблюдала за их работой.
Сегодня в катере помимо инспектора Государственной инспекции по маломерным судам Дениса Мелещени ещё и заместитель гомельского транспортного прокурора Владимир Токаревский. В их планах на ближайшие два часа проинспектировать реку в районе городской черты.
Такие совместные рейды они проводят регулярно.
— Цель — не наказать, а предотвратить трагедии на воде и напомнить людям о правилах безопасности. Только в этом году в Беларуси во время использования маломерных судов погибли 10 человек, в Гомельской области — двое, один пострадал, — рассказывает Владимир Токаревский.
— Не надел жилет, сел пьяным в лодку, пренебрёг техническими характеристиками судна — вот грубейшие нарушения, из-за которых чаще всего и происходит беда, — дополняет Денис Мелещеня. — Сегодня на Гомельском участке (территориально он включает Чечерский, Ветковский, Кормянский, Гомельский районы и Гомель) зарегистрировано 11400 судовладельцев, и их число всё время растёт. Значит, и у нас работы прибавляется.
«НАРУШАЛ И БУДУ НАРУШАТЬ»
Совместный рейд инспектор и прокурор начинают со Шведской Горки. Затем планируют подняться вверх по течению — к парку.
Только отплыли от берега — и вот уже глушат мотор. Внимание водного патруля привлёк парень на надувной лодке, рыбачащий прямо на судовом ходу, что запрещено.
Проверяющие просят сняться с якоря, немного отплыть, а затем предъявить документы. Удостоверения судоводителя у рыбака при себе не оказалось. Владельцы моторных лодок мощностью свыше 5 лошадиных сил обязаны иметь судоводительское удостоверение.
Инспектор достаёт папку с бланком протокола.
— Не надо!
— У вас не первый в этом году случай, и не второй, и даже не третий. У вас уже были и предупреждения, и штрафы. В прошлом месяце мы вас оштрафовали за то, что вы были в этой лодке впятером в состоянии алкогольного опьянения и без жилетов, — напоминает злостному нарушителю Мелещеня.
— Да, было дело. Но сейчас- то я в жилете.
— Ну вот, значит, работает наш метод. В следующий раз остановим — может, и с удостоверением уже будете, — подбадривает парня инспектор. Но тот всё ещё отказывается верить в происходящее.
— Мужики, ну реально, не надо мне этот штраф. Вот вы сами в жизни разве ничего не нарушаете?
— Не нарушаем.
— Ай, перестаньте, так не бывает. Ладно, пишите свой штраф, — наконец сдаётся рыбак.
— Пять базовых вам дадим. Оплатить можно и в рассрочку.
— Заплачу сразу. Но нарушал и буду нарушать, — на прощание предупреждает парень.
ЧЁРНЫЕ ПАРУСА И БЕЗОТКАЗНЫЙ КАПИТАН
— А это ещё что за пираты? — вглядывается вдаль инспектор. Там виднеются чёрные паруса, которые гонят по реке самодельную лодку, а та тянет за собой ещё одну, надувную. В обоих суднах подростки — Славик и Макс. Сразу предупреждают: им уже 17, а значит, управлять плавсредством имеют право.
— Чья лодка?
— Моя. С папой сделали. Почитали, какие суда не требуют регистрации, и сделали. Здесь пенопласт и здесь тоже. Все блоки плавучести рассчитаны правильно, так что не потонем, — уверяет капитан парусника.
Но у проверяющих претензия не к лодкам, а к способу их передвижения.
— Так что, Макс, давай, отцепляйся, — командует инспектор.
Макс явно недоволен таким положением, ведь теперь, чтобы добраться до берега, ему придётся не лежать, а грести, что есть мочи.
Парень неохотно берёт вёсла, а инспекторский катер уже направляется к белоснежной яхте — там девушки устроили фотосессию. Фотограф в жилете, а вот модель — без.
— Сняла, чтобы сфотографироваться, — объясняет взволнованная пассажирка и с облегчением выдыхает, когда понимает, что штраф на первый раз ей всё-таки не дадут. Но лекцию о безопасном пребывании на воде от проверяющих дамам всё-таки приходится выслушать до конца.
— Сейчас уже не так жарко, так хоть жилеты надевают. А всё лето просто беда с ними. Больше всего поражает беспечность родителей малышей. Ну как можно сажать ребёнка в лодку без жилета? Секунда — и он в воде! — возмущается Владимир Токаревский.
Ещё одна головная боль инспекторов — владельцы гидроскутеров. Нарушают часто, а передвигаются быстро — не догнать. К счастью, последнее время выручают смартфоны.
— Если мы не остановили нарушителя, это ещё не значит, что он уйдёт от ответственности. Бывает, и сами отдыхающие могут сфотографировать нарушение, и коллеги из ОСВОДа, а мы уже на основании этих фотодоказательств выписываем штраф.
А мы уже у парковой набережной — нужно обязательно проверить, как обстоят дела у предпринимателя, который на своём катере катает отдыхающих.
Дело в том, что допустимое количество пассажиров на борту его судна не должно превышать 12 человек. Но инспекторы знают, что капитан славится своей безотказностью, и если желающих больше, то может забрать с берега и всех сразу. Нередко за двойной, а то и за тройной перевес мужчину штрафуют, однако такие меры на него не сильно-то и действуют. Но сегодня у проверяющих к лодочнику нет претензий: на борту пассажиров меньше двенадцати. А сам капитан, завидев госинспекторов, даже вышел поприветствовать их на палубу.
— Вот чертяка! — машут они ему в ответ.
Рейд подходит к концу. Из десяти остановленных судов пятеро владельцев получили предупреждения от прокуратуры, а один — штраф. К сожалению, это не рекорд: впереди два выходных, и протоколов будет ещё больше.