Найти тему
LeraLera

КАТУ-ЯРЫК – ЭТО ЦВЕТОЧКИ, А АКТРУ НЕ ПОКОРИЛСЯ…

По дороге в Улаган
По дороге в Улаган

Итак, 6,5 дней в пути, 4 базы и около 2000 км по Горному Алтаю, но обо всём по порядку…

ПОЛОВИНКА…После работы, собравшись все вместе поехали мы до с.Барлак, где просто переночевали, совсем не разбирая вещи и утром снова выдвинулись в дорогу. База была миленькая, но времени там отдыхать совсем не было.

Наша команда
Наша команда

ДЕНЬ 1. Преодолев Семинский перевал и перевал Чике-Таман, заехали мы в урочище Калбак-Таш, здесь ученые нашли рисунки в период с 6000 до 700 лет до нашей эры. Затем, через Улаган и Красные ворота поехали мы к южному берегу Телецкого озера. Виды потрясали своей красотой. По пути заехали на Пазырыкские курганы - объекты железного века (5-3 вв. до н. э.). «..они имеют гигантские размеры: диаметр насыпей варьируется от 24 до 47 м, высота от 1,5 до 3,75 м. Раскопки «царских» (так их условно называют за богатство найденных в них объектов) курганов продолжались с 1929 по 1949 год». И вот мы доезжаем до перевала Кату-Ярык, честно, я думала, что он станет самым сложным участком на всем пути нашей поездки (как же я тогда ошибалась). Безусловно, спуск не легкий, но преодолевается он достаточно быстро и спокойно. Далее мы поехали на нашу базу, которая находилась на южном берегу Телецкого озера. Дорога от спуска до юж.берега около 70км, но она просто ужасная, мы ехали около 4 часов, много камней, ям, были и приличные броды, где-то река совсем заливала дорогу и вообще, пробили колесо. Но, доковыляв до базы, выяснилось, что весь берег затоплен (Телецкое мы так и не увидели). Мы решили одну ночь переночевать на той базе, куда доехали, а на следующий день, заселиться на базу, с которой у нас была переправа на водоскат Учар.

На перевале Чике-Таман
На перевале Чике-Таман
Калбак-Таш
Калбак-Таш
Красные ворота
Красные ворота
Коней очень много в тех краях....И другой живности тоже:)
Коней очень много в тех краях....И другой живности тоже:)
По дороге на перевал Кату-Ярык
По дороге на перевал Кату-Ярык
Перевал Кату-Ярык
Перевал Кату-Ярык
Смотровая площадка на вверху перевала
Смотровая площадка на вверху перевала
Боковой порез колеса
Боковой порез колеса
Река вышла на дорогу
Река вышла на дорогу
Небольшой отдых после тяжелой дороги
Небольшой отдых после тяжелой дороги

ДЕНЬ 2. Вот и настал день Х. Переправились на лодке на другой берег (1000р за лодку) и пошли на водоскат Учар, он же Большой Чульчинский водопад, высота 160м, образовался он около 200 лет назад в результате землетрясения. Он входит в топ-5 труднодоступных мест России. Идти до него было около 8км (дошли примерно за 4 часа в одну сторону). По правилам, нам должны были выдать пропуск на КПП, но по факту, егеря еще не приехали и до 12 июня водопад официально был закрыт для посещения (посещение разрешено только с гидом). Тропа очень живописная, шли по тропе вдоль горы, внизу обрыв был с бурлящей рекой. Несколько небольших переправ , по бревнам, по скобам, по веревкам, честно, было очень страшно, но самый страшный участок для меня оказался – это осыпь, просто гора песка, с мелкими камнями и посередине небольшая тропка, высоты я не боюсь, был совсем другой страх, какой-то дикий и непреодолимый, который просто стопорит ноги. Слава всем богам, мы всё преодолели, все вместе, было много опасных моментов, но мы справились. Водопад, естественно, впечатляет, он огромный и грандиозный, и то, что мы преодолели такие трудности, делает его еще круче!

Вот такие переправы через реки
Вот такие переправы через реки
Вдали уже виднеется Учар
Вдали уже виднеется Учар
Еще одна переправа
Еще одна переправа
Вот и те самые скобы
Вот и те самые скобы
По пути делали небольшие привалы и не теряли оптимизма
По пути делали небольшие привалы и не теряли оптимизма
А вот и осыпь - мой страх на всю жизнь
А вот и осыпь - мой страх на всю жизнь
Красивый, бушующий, полноводный, мощный, труднодоступный Учар!!!
Красивый, бушующий, полноводный, мощный, труднодоступный Учар!!!

ДЕНЬ 3. Мы выселились с базы и поехали до Каменных грибов (Урочище Аккурум). Они образовались «в результате избирательного вымывания (по-научному — денудации) неоднородных горных пород. Выросли эти грибы примерно так: глыба из прочной породы служила своеобразным зонтиком для своего основания. Более мягкая порода вокруг основания размывалась осадками, а “стебель” рос, рос, рос... И так много-много лет.». Эти грибочки тоже дались непросто, склон был достаточно крутой и опять эта «любимая» осыпь. Поднялись достаточно быстро, а спускались медленно. Далее мы поехали до водопада Куркуре. Вот этот путь мне понравился, вдоль рек, по полям, лесам, песочку, иногда, по горам. Путь туда-обратно занял около 2 часов. Затем, мы преодолели перевал Кату-Ярык, который после всего казался уже совсем не сложным. Заехали на гейзерное озеро и заселились на новую базу, казалось бы, всё, можно расслабиться до конца поездки (спойлер-нет!).

Каменные грибы
Каменные грибы
водопад Куркуре
водопад Куркуре
Полет на вертолете стоит 135 000/час
Полет на вертолете стоит 135 000/час
По дороге к гейзерному озеру виден Северо-Чуйский хребет
По дороге к гейзерному озеру виден Северо-Чуйский хребет
Гейзерное оезро
Гейзерное оезро
Где-то за с.Курай
Где-то за с.Курай

ДЕНЬ 4. В этот день нам предстояла экскурсия на весь день до Актру. «Актру — это не один ледник, а огромный горно-ледниковый бассейн в составе горного узла Биш-Ириду. Склоны горы покрывают 7 ледников: Большой и Малый Актру, Водопадный, Купол трех озер, Стажер (Контейнер), Кар Малого Актру и Троновы штаны.». Запрыгнув в УАЗик, поехали мы до перевалки, места живописные, и очень каменистые, бедная машина скакала по валунам, речкам, как козлик, часто ломалась, кипела, застревала. Доехав до лагеря, пошли мы вдоль реки до ледника, хотели посмотреть голубое озеро, но у сыпучей горы были другие планы на нас. До озера дошел один человек из всей команды. Мне снова было страшно лезть на сыпучую крутую гору. По итогу, увидели только часть ледника Левый Большой Актру. Честно, мне и этого хватило, там настолько дикая красивая природа, очень высокие горы, вековые снега, льды - что эмоций хватит надолго.

Живописная дорога на Актру
Живописная дорога на Актру

По пути на Большой Актру можно увидеть ледник Малый Актру, застрявший между гор
По пути на Большой Актру можно увидеть ледник Малый Актру, застрявший между гор
Слева видны Бараньи лбы, вдоль которых идет путь к леднику
Слева видны Бараньи лбы, вдоль которых идет путь к леднику
Позади нас видна (слева)немного часть ледника Левый большой Акрту
Позади нас видна (слева)немного часть ледника Левый большой Акрту

ДЕНЬ 5. Решили ехать до конца, т.е. до границы с Монголией (она всё еще закрыта). При подъезде к приграничной зоне было объявление, что нахождение в ней только с пропуском либо с паспортом, естественно ничего у нас с собой не было, но нам повезло, никто не остановил. Доехали до Ташанты и поехали обратно. Еще удивил один момент, при подъезде к Кош-Агачу висело объявление о том, что вы находитесь в природном очаге бубонной чумы. Это как-то насторожило. Далее, мы поехали на Марсовые поля, там очень красиво и попытались найти Луну, увидели ее только издалека. Заехали на недостроенную Акташскую гэс.

Ташанта - конечный населенный пункт Российской федерации по Чуйскому тракту
Ташанта - конечный населенный пункт Российской федерации по Чуйскому тракту
По дороге встретили стадо верблюдов
По дороге встретили стадо верблюдов
Невероятно красивые виды в тех краях
Невероятно красивые виды в тех краях
-33
Марсовые поля
Марсовые поля
-35
Недостроенная акташская гэс
Недостроенная акташская гэс

ДЕНЬ 6. Мажойские каскады. Водопад Ширлак. Путь домой.

Мажойские каскады
Мажойские каскады
Водопад Ширлак
Водопад Ширлак
Путь домой
Путь домой

Резюмирую, это была самая долгая и сложная поездка в Горный Алтай, мы многие места посетили, но еще больше в планах посетить. Горный – ванлав! Кстати, столько животных мы еще никогда не видели: коровы, овцы, бараны, лошади, кролики, зайцы, суслики, верблюды, яки, утки, лебеди, журавли, цапля, какие-то огромные хищные птицы. Всем гор!

-40

Пишите в комментариях, какие у вас любимые места в Горном Алтае и что хотите/планируете посетить:)