Крепкие отношения основаны на общении. Многим нелегко делиться своими переживаниями, поэтому вы можете развить другой ключевой навык: стать хорошим слушателем.
Мы каждый день слышим вопросы, комментарии, истории, жалобы и полезные предложения от нашего партнёра. Но как часто мы действительно слушаем? Во многих случаях мы лишь поверхностно замечаем, что наш партнёр говорит о своих проблемах. Именно это качество нам нужно изменить. Исследования показывают, что умение хорошо слушать - важный социальный навык, который способствует развитию социальных связей.
1. Комфорт
Хороший слушатель создаёт вокруг себя комфортную, безопасную среду. Ваш партнёр должен быть уверен в том, что он может быть с вами откровенен. Он должен знать, что вы не причините ему вреда— не осудите и не будете его обвинять. Самое главное правило: «Не навреди».
2. Уточняющие вопросы
Вы уверены, что на 100% понимаете, о чём говорит вам ваш партнёр? Как писал Тютчев: “Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь”. Иногда человек говорит об одном, но мы толкуем его слова по-другому, так как в голове у нас свои страхи и предубеждения.
Чтобы понять, что же на самом деле хотел сказать ваш любимый человек – нужно задавать уточняющие вопросы. Они могут помочь вашему партнёру осмыслить его собственные мысли и чувства. Для этого мы должны задавать следующие вопросы:
- «Что ты имел в виду под ___?»
- «Правильно ли я понимаю, что ___ - это ключевая проблема?»
- «Ты можешь привести пример ___?»
- «Когда ты упомянул ___, что ты имел ввиду?»
3. Сочувствие.
Чтобы овладеть эмпатией, вам нужно понять, что за всем, о чём говорит ваш партнер, стоит эмоция, которую, как он надеется, мы “поймаем”. Иногда это совершенно очевидно (например, «Я чувствую себя здесь совершенно недооценённым»). В других случаях его эмоции могут быть завуалированы обыденными фразами, например, когда ваш партнёр просто громко вздыхает или говорит: «Я устал».
Здесь главное – попытаться. Когда дело касается сочувствия, усилия важнее точности.
Пример:
Ваш партнёр приходит домой и жалуется на работу.
Не самый лучший вариант реакции: «Звучит ужасно». Или «Да, ехать на работу - отстой».
Хороший вариант: «Дорогой, я вижу, что ты расстроен. Поговорим?».
4. Невербальные сигналы.
Хороший слушатель не только кивает головой и поддакивает, он слушает всем телом. «Слушание» - это обычно пассивный процесс, поэтому мы часто отвлекаемся, просматривает ленту в инстаграме, продолжаем делать домашнюю работу.
Перестать делать хоть что-то в процессе разговора трудно. Однако «включая» в разговор все тело, мы показываем интерес. А собеседник непременно увидит и почувствует, что наше внимание прямо сейчас принадлежит только ему.
Вот несколько способов усилить невербальные сигналы:
- Сядьте лицом к партнёру
- Будьте открыты (например, не скрещивайте руки)
- Слегка наклонитесь к нему
- Поддерживайте зрительный контакт (не смотрите в телефон)
- Примите расслабленную позу
5. Не обесценивайте его переживания
- Не перебивайте собеседника.
- Не пытайтесь поменять тему разговора.
- Не говорите: «Это не конец света» или «У меня бывало хуже». Так вы минимизируете проблему человека, что только ухудшит его состояние.
Вместо этого обратите внимание на невербальные сигналы вашего партнёра. Задавайте вопросы, слушайте всем телом и избегайте осуждения и критики. Тогда вы станете замечательным слушателем.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Буду рада вашим комментариям и лайкам. Какие у вас есть советы тем, кто хочет стать хорошим слушателем?