Найти тему

О музее городской мифологии

У всего есть невидимая сторона, называемая паранормальной. Она находится рядом с реальностью и влияет на неё, но не является ею. На острове Сахалин механизмы воздействия той стороны на реальный мир изучают в Южно-Сахалинском музее городской мифологии. До недавнего времени об этом было известно лишь небольшому кругу сотрудников и друзей музея. Пишло время открыть доступ к нашей экспозиции, для всех, кому это может быть полезным. Подписывайтесь. Остальным не рекомендую читать эту ленту, не стоит тратить время на то, чего не видите. Поберегите себя и займитесь чем-нибудь другим.

Дом 22 по Коммунистическому проспекту, в котором расположен музей городской мифологии - это единственное жилое здание на четной стороне Компроспекта - от улицы Чехова до площади Славы - на туристической "Золотой миле" Южно-Сахалинска. Дом построен в 1961 году для работников Сахалинского обкома партии, находившегося в теперешнем здании областного суда (на заднем плане).
Дом 22 по Коммунистическому проспекту, в котором расположен музей городской мифологии - это единственное жилое здание на четной стороне Компроспекта - от улицы Чехова до площади Славы - на туристической "Золотой миле" Южно-Сахалинска. Дом построен в 1961 году для работников Сахалинского обкома партии, находившегося в теперешнем здании областного суда (на заднем плане).

Музей на карте Южно-Сахалинска >>

Ворота, ведущие во двор с Коммунистического проспекта, и окна музея на первом этаже.
Ворота, ведущие во двор с Коммунистического проспекта, и окна музея на первом этаже.
Из окон музея городской мифологии виден Сахалинский областной краеведческий музей - самое красивое здание в Южно-Сахалинске и единственное в России строение в роскошном стиле Императорская корона. Построено оно японцами в 1937 году для размещения экспозиции музея префектуры Карафуто.
Из окон музея городской мифологии виден Сахалинский областной краеведческий музей - самое красивое здание в Южно-Сахалинске и единственное в России строение в роскошном стиле Императорская корона. Построено оно японцами в 1937 году для размещения экспозиции музея префектуры Карафуто.

Императорская корона

На стройплощадке будущего краеведческого музея однажды появился рыбак-абориген в странных перчатках и с большой засушенной головой морской императорской львицы в сетке. Рыбак передал эту голову бригадиру строителей, в дар будущему музею от местных аборигенов. Обычно самки морских львов (сивучей) намного меньше самцов, но иногда, крайне редко, встречается императорская львица, которая выглядит как крупный самец, только на голове у нее три небольших бугорка. Аборигены называли эти бугорки императорской короной и добывали из них лекарство от всех болезней. Когда бригадир взял голову морской львицы в руки, её голова оказалась невероятно тяжелой, выскользнула из рук, упала на землю и вошла вглубь на несколько метров. После этого было принято решение засыпать яму и молчать о происшествии. Место, где закопана императорская голова, хранители музея до сих пор держат в строгом секрете, а на все вопросы недоуменно пожимают плечами, мол всё это бабушкины сказки. Но люди заметили, что некоторые работники музея никогда не болеют и выглядят значительно моложе своих лет. Хотя это может быть связано и с другими экспонатами краеведческого музея. Например, там есть большая аборигенская лодка, на которой некоторым посетителям удавалось по ночам тайно заплывать довольно далеко в невидимый мир духов. А некоторые из них, говорят, до сих пор так и не вернулись. А в японской книге о строительстве музея есть интересное примечание, что у того бригадира строителей с момента встречи с головой императорской львицы вдруг начал стремительно развиваться талант бегуна, и вскоре он стал чемпионом Японии и олимпийских игр по бегу. В книге сохранилось его имя - Сон Китей. Но впоследствии выяснилось, что он был корейцем по имени Сон Ки-чун. Куда делся рыбак-абориген в книге не написано, но сохранилось и его имя - Бежевая Мышка.

-4

Орудия жертвоприношения и чёрный песок

Звоним в домофон и заходим в музей.

Вид на окна музея с Коммунистического проспекта, подъезд и вход в помещение музея.
Вид на окна музея с Коммунистического проспекта, подъезд и вход в помещение музея.

На широком подоконнике видим первую витрину с экспонатами.

Инструменты для ритуального жертвоприношения: 
1 - Понион-сис ("костяной глаз) 
2 - Момпе-енаса ("пальцелом")
3 - Энки-енаса (рогатина для извлечения жертвенных внутренностей) 
4 - Анси ("говорящий" древесный уголек)
5 - Номпо (шишка со священной сосны)
6 - Е-чипе (ложка для кормления жертвы)
7 - Цейбеб (ложка для кормления духа )
8 - Чинк ("шаманский корень", в который вселяется дух во время ритуала)
Инструменты для ритуального жертвоприношения: 1 - Понион-сис ("костяной глаз) 2 - Момпе-енаса ("пальцелом") 3 - Энки-енаса (рогатина для извлечения жертвенных внутренностей) 4 - Анси ("говорящий" древесный уголек) 5 - Номпо (шишка со священной сосны) 6 - Е-чипе (ложка для кормления жертвы) 7 - Цейбеб (ложка для кормления духа ) 8 - Чинк ("шаманский корень", в который вселяется дух во время ритуала)

Следующая витрина посвящена ритуалу "Черный песок"

Вулканический магнитный песок привозили на Сахалин с океанского побережья острова Итуруп. Древние жители южного Сахалина  верили, что в этом песке обитают духи-посредники между живыми и мертвыми. Путешествия с Сахалина на Итуруп и обратно были для аборигенов смертельно опасны, и черный песок обладал большой ценностью.
Вулканический магнитный песок привозили на Сахалин с океанского побережья острова Итуруп. Древние жители южного Сахалина верили, что в этом песке обитают духи-посредники между живыми и мертвыми. Путешествия с Сахалина на Итуруп и обратно были для аборигенов смертельно опасны, и черный песок обладал большой ценностью.

Ритуал состоял из пяти основных действий:

  1. После захода солнца, черный песок насыпали в глиняный горшок, втыкали в него тонкие свежие прутья, и перевязывали таким же прутом. Число прутьев должно равняться числу дней, прошедших со дня смерти человека, с которым устанавливается связь, но не более одного месяца.
  2. В центре композиции размещали тонкую деревянную фигурку, мужскую или женскую, изображавшую душу умершего.
  3. Горшок нагревали на костре до тех пор, пока песок в нем не становился горячим, а затем снимали с огня.
  4. Прутья вынимали правой рукой, а левую руку погружали в песок так, чтобы на руке остался ожог.
  5. После этого прутья возвращали в горшок и ставили в укромное место.

Ночью человеку, совершившему ритуал, являлся умерший. Живые узнавали у покойников то, что не успели узнать у них при жизни, спрашивали их мнение о важных событиях, о людях, а также просили передать духам просьбу об исполнении своего желания. Есть мнение, что эффект живого общения с умершим достигался не из-за песка и прутьев, а за счет специального обезболивающего зелья, которое человек выпивал, чтобы заснуть с обожженной рукой. Когда прутья высыхали, их доставали из песка и подвешивали как оберег в жилище под потолком, а если умерший незвано являлся человеку, прутья сжигали, а пепел развеивали в лесу, подальше от жилища.

Два корейских генерала, генеральша и волшебные кубики

-8

В корейской мифологии Чансын - это могущественные духи, защищающие селения и жилища от нечистой силы и напастей.  Их идолы выглядят как деревянные столбы, в верхней части которых вырезаются мужские и женские головы с выпученными глазами.

Чансын в одном из парков города Сеул (фото автора).
Чансын в одном из парков города Сеул (фото автора).

Мужские фигуры носят гордое имя Великий Генерал Поднебесного мира, женские - Великая Генеральша Подземного Мира. Чем ценнее порода дерева, из которого вырезаны идолы, тем сильнее их действие. Но настоящую силу Чансын обретают со временем - чем дольше люди верят в их силу, тем могущественнее они становятся. В девяностые годы один из таких столбов в знак корейско-русской дружбы был поставлен южно-корейцами на окраине Южно-Сахалинска, но торжественного открытия так и не состоялось, потому что буквально накануне открытия в столб попала молния и он почти полностью сгорел. Некоторые утверждали, что это была не молния, а поджег. Из уцелевшей древесины корейские мастера сделали маленькие фигурки Чансын для домашнего использования и раздали их активистам корейско-российской дружбы. Музею городской мифологии достались два волшебных кубика  и три Чансын: от дурного глаза, от дурного слова и от дурных гостей.

Синяя ваза, "гиляцкие кубики" и Белая богиня

На следующей витрине - три экспоната, переданные в дар музею городской мифологии Александром Миромановым - сыном покойного основателя музея книги А.Чехова “Остров Сахалин”. Эти предметы не предназначались для коллекции отцовского музея, а использовались как магические атрибуты.

Синяя ваза, "гиляцкие кубики" и статуэтка Белой богини с двумя белыми тиграми.
Синяя ваза, "гиляцкие кубики" и статуэтка Белой богини с двумя белыми тиграми.

Фигурка "Белой богини» привезена из Киева, где ее подарил Мироманову-старшему человек, назвавший себя потомком слуги самурая. Белая богиня когда-то была юной японкой, не пожелавшей лишиться невинности от могущественного престарелого самурая. Она убегала от преследователей по горному лесу, и когда ее уже почти настигли слуги самурая, из чащи вдруг выскочили два белых тигра и разорвали самурайских слуг в клочья вместе с лошадьми, лишь один чудом спасшийся воин вернулся и рассказал о случившемся. Это и был предок того киевского дядьки, подарившего статуэтку. В Японии до сих пор живёт легенда о Белой богине. Ее трехметровая фигура с двумя белыми тиграми неожиданно возникает перед путниками в горных лесах. Белая богиня предлагала путникам отгадать загадку, и если они отгадывают, то отпускает. Но чаще все-таки загадка остаётся не решенной и тигры разрывают людей в клочья. Те, кому удалось отгадать загадку, не помнят, что это был за вопрос и какой они дали на него ответ. А если кто-то пытается вспомнить, то сразу чувствует как его кусают невидимые тигры. У некоторых от этого даже появляются раны и остаются шрамы.

Два двенадцатигранных кубика, один деревянный, а другой железный, с шариком внутри, каторжане называли “гиляцкие кубики” и использовали для азартных игр, хотя у аборигенов они считались священными и использовались для магических ритуалов. Эти кубики - самый главный и важный экспонат музея, обладающий неисчерпаемой магической силой, при умелом обращении.

Синяя ваза изготовлена в Баварии во время второй мировой войны. Использовалась эсэсовцами во время проведения кровавых гоэтических мистерий, а в 1945 году была вывезена из поверженной Германии в Англию английским офицером, симпатизирующим оккультизму, и подарена знаменитому колдуну Алистеру Кроули. После смерти Кроули одна из его вдов нашла офицера и вернула ему эту вазу с небольшим количеством праха колдуна: по ее словам, такова была просьба самого Кроули. За вазой охотились нацисты, и после многочисленных приключений, колдовской прах был утерян, а ваза нашлась в Калининградской области, в бывшем немецком Раушене - советском Светлогорске, откуда её и привёз ещё в 70-х основатель музея книги А.Чехова “Остров Сахалин”.

Дух восемнадцати заклинаний

-11

В музее реконструирован ритуал общения с "Духом восемнадцати заклинаний". Ритуал воспроизводится в закрытом режиме по предварительной записи. В его основе поверье некоторых племен сахалинских аборигенов о том, что при рождении человека духи собирают его душу из восемнадцати заклинаний, дающих силы важнейшим сторонам будущего характера и ума. И жизнь человека во многом зависит от того,  насколько правильно человек сможет прочитать внутри себя эти заклинания.

-12

Рисовый дух

Необычный домашний ритуал кормления духа (ками) непосредственно в тарелке, существовал в японской Тойохаре (будущем Южно-Сахалинске). Вечером, на закате солнца, в специальную деревянную тарелку с высокими краями накладывали с горкой вареный рис, а внутрь, в центр этой горки, закапывали маленькую деревянную фигурку ками, над рисом возвышалась только его голова. Тарелку с рисом и ками оставляли до утра на подоконнике, а утром рис съедали. Считалось, что таким образом частицы ками на какое-то время вселяются в людей и помогают им. Особенно это касалось избавления от болезней, но были также и денежные, любовные и прочие виды помощи, это зависело от того, каким образом и с какими специями сварен рис, от сорта риса и т.д. Этот ритуал создал отдельное направление тойохарской эзотерической кулинарии, невероятно богатой чудодейственными рецептами: собранные в одной книге, все рецепты с подробными описаниями ритуалов занимают более тысячи страниц. В настоящее время музей занимается переводом этих текстов, чтобы издать книгу на русском языке.

Принадлежности для кормления Рисового духа.
Принадлежности для кормления Рисового духа.

Собаки Фу и радужный камень китайского купца

Легенда гласит, что в лапах собак Фу содержится исцеляющее молоко, поэтому китайцы оставляют на три дня в лесу красиво расписанные шары, чтобы Фу поиграли с ними и оставили на поверхности шаров свое волшебное молоко. Дракон с расписным шаром - высшее воплощение Фу, в сочетании с двумя собаками-львами создает  магический треугольник Фу-сандзяо. На Сахалине, еще в те времена, когда айны торговали с китайцами, один китайский купец попробовал отнести разукрашенный шар в лес собакам Фу, но когда на третий день он вернулся, то вместо шара обнаружил гладкий радужный камень, как бы оплавленный и застывший. После этого  купец навсегда остался на Сахалине, потому что обнаружил, что камень обладает огромной целительной силой, но не действует за пределами той местности, где найден. Музею это место установить пока не удалось. Помочь поискам может "Задумчивый Панда со стеклянными кубиками", который смотрит на радужный камень снизу. Китайцы утверждают, что эта  керамическая композиция помогает обратиться к духам, возвращающим потерянные вещи. Однако найти место, где китайский купец обнаружил свой камень, Задумчивому Панде до сих пор не удалось.

Собаки Фу, они же - «небесные львы», китайские предки гранитных собак, сидящих у входа в Сахалинский краеведческий музей.
Собаки Фу, они же - «небесные львы», китайские предки гранитных собак, сидящих у входа в Сахалинский краеведческий музей.

Фарфоровый хунвейбинчик и розовые нефритовые октаэдры

В разгар “Культурной революции”, в марте 1967 года, партийная делегация из Южно-Сахалинска побывала в Пекине и привезла оттуда, в числе прочих подарков, фарфорового хунвейбинчика и два странных 12-гранника из розового нефрита. “Это Камни Правды, они помогают нам находить врагов Председателя Мао, найдут и ваших врагов”, - сказали сахалинским коммунистам китайские товарищи. И действительно, розовые камни начинают чуть заметно светиться, когда кто-то говорит неправду, только нужно знать, на каком расстоянии друг от друга они должны быть расположены. Иначе Камни Правды могут и обмануть.

Хунвейби́ны — члены созданных в 1966—1967 годах отрядов студенческой и школьной молодёжи в Китае, одни из наиболее активных участников "Культурной революции”.
Хунвейби́ны — члены созданных в 1966—1967 годах отрядов студенческой и школьной молодёжи в Китае, одни из наиболее активных участников "Культурной революции”.

Латунный лингам и железный ботинок

-16

Лингам такой формы иногда называют Шивалингам, хотя и звучит это как "масло масляное", поскольку любой лингам и есть воплощение индийского бога Шивы, отвечающего в троице высших индусских богов за поддержание жизненного цикла. Шивалингам - символическое изображение женского и мужского начала, а кобра Бхуджанга - энергия разрушения и возрождения. Ранние буддисты почитали лингам как воплощение Будды. Кобра защитила Будду во время его медитации, раскрыв свой капюшон, по одним версиям - от палящего солнца, по другим - от ливня.

Латунный лингам принадлежал первому буддисту, проникнувшему на Сахалин с монголами "Золотой орды", еще до появления японцев и русских. В лингаме он хранил  свой волшебный голубой перстень, впоследствии ставший известным как Перстень Алхимиков. Легенда гласит, что буддист потерялся где-то в горах и до сих пор бродит там, ищет дорогу домой. Лингам нашли в районе горы Лопатина, а перед этим там видели призрак Горного буддиста с охапкой горящих осенних листьев в ладонях. Но перстня в лингаме не было. Зато рядом, на большом валуне, аккуратно стоял маленький железный ботинок, чем-то похожий на лингам, только мужское начало изображал лежавший в ботинке гладкий деревянный шарик.

Когда эти предметы принесли в музей, эксперты сказали, что странный сувенир вероятно изображает ботинок того самого советского Министра, который потерялся в окрестностях Южно-Сахалинска в 60-е годы. Последний раз Министра видели, когда он пытался запихнуть в свой кожаный портфель синий стеклянный шар, размером с человеческую голову, но шар выпал из его рук, ударился о землю, и рассыпался на множество маленьких шариков. Министр толкнул один из шариков носком своего ботинка и шарик покатился по улице. Министр побежал за ним и навсегда скрылся в пригородном лесу. С тех пор его время от времени встречают в сахалинских лесах, иногда в компании с Горным буддистом.

Горный буддист и советский министр.
Горный буддист и советский министр.

Набор для угощения призраков

Набор ритуальных предметов, использовавшийся для "нейтрализации"  являющихся людям призраков. В набор входит расписанный заклинаниями деревянный шар, деревянная рюмка и шаманская погремушка из тыквы.
Набор ритуальных предметов, использовавшийся для "нейтрализации" являющихся людям призраков. В набор входит расписанный заклинаниями деревянный шар, деревянная рюмка и шаманская погремушка из тыквы.

Если взять деревянный шарик размером с глазное яблоко человека и написать на нем правильные заклинания, налить в деревянную рюмку  тыквенной водки, накрыть рюмку шариком и хорошо погреметь над ним погремушкой, то невидимый призрак явится и выпьет водку, не поднимая шарика. После этого он на некоторое время перестанет тревожить людей и будет незримо помогать человеку, совершившему ритуал.

Нож "Не убий"

Нож изготовлен сахалинскими каторжанами. На рукоятке надпись "Не убий". Сталь, дерево.
Нож изготовлен сахалинскими каторжанами. На рукоятке надпись "Не убий". Сталь, дерево.

В советские времена на месте теперешнего музея книги А.Чехова "Остров Сахалин" был большой квартал японских бараков. В одном из них при сносе нашли древнюю старуху, она лежала на спине с этим ножом в руках, как с распятием, и что-то быстро бормотала. Молодой рабочий вытащил у нее из рук нож, старуха повернула к нему голову и четко произнесла: "Вот ты и пришел, мой маленький помощник!". После этих слов она улыбнулась и навсегда закрыла глаза. А рабочий спрятал нож за пазуху и вышел из фанзы. Он прожил долгую и необыкновенную жизнь, а когда стал стариком, отдал этот нож в дар музею городской мифологии. А когда умер - стал ночным сторожем музея.

Ознакомительный тур по нашему музею на этом завершён. Более углублённо разговор будет продолжен на следующем уровне.

-20