Хотя нехорошие сигналы поступали уже достаточно давно, многие зрители всё равно с нетерпением ожидали нового появления на экране Хью Джекмана. Фантастика, постапокалипсис, погружения в память и детективный сюжет должны были превратить "Воспоминание" в шедевр уровня "Бегущего по лезвию", но "что-то пошло не так", и на выходе мы получили сомнительный неонуар с путанной сюжетной тропинкой, на которой авторы спотыкаются даже чаще, чем публика. Киновед в штатском познакомился с новинкой и, несмотря на всё свое расстройство от ее качества, решил спасти фильм. А именно – своими вопросами я попытаюсь раскрыть теневые зоны вселенной затопленного мира, а вы своими ответами наверняка сможете придать ленте больше смысла. Джекман заслуживает того, чтобы мы ему помогли.
Давайте посмотрим, что там наворотили со сценарием, и как это можно развернуть на пользу картине...
Как работает резервуар памяти?
В общем-то понятно, что главная фишка фильма – помимо Хью, разумеется – это уникальное устройство, которое способно извлекать из мозга погруженного в нее человека воспоминания и транслировать их в формате 3D-проекции. Это все здорово, конечно, прикольная штукенция, неоднократно описанная и в литературной фантастике и воссозданная во многих лентах, вот только работает она в "Воспоминаниях" очень странно. Ну, даже ребенку же понятно, что такие проекции могут быть только от первого лица – ведь человек не может видеть себя со стороны и помнить сцену и ситуацию так, словно он – сторонний наблюдатель. Да и способен ли человек удерживать в памяти столько деталей? Попробуйте вспомнить свой день месяц назад – одежду, еду, погоду, дела, встречи – даже крупные события откладываются отдельными "пятнами", какие уж там жесты, взгляды, дыхание... Не намерен ругать такое визуальное решение, но возможно, авторам стоило использовать иной подход – более достоверный что ли...
Как закончилась война?
Еще одна важная для вселенной фильма деталь, на которую опираются герои, и которую постоянно упоминают авторы в том или ином виде – некая война, развернувшаяся в первые дни-месяцы-годы после начала подъема уровня воды в океанах. Мне несложно понять, почему такая война могла начаться: борьба за ресурсы и положение в обновленном изменившемся мире, владение технологиями и продуктовыми запасами, миграция и разрушение привычной среды обитания. И нам рассказывают, что Ник дважды был отправлен на фронт, другие персонажи побывали на войне и больше раз, а, скажем, Святой Джо был интернирован в лагерь, где прошел через ад расового и социального угнетения. Но чем же эта война закончилась? Какими были стороны противостояния? Одна уступила другой? Или у одной кончились ресурсы к сопротивлению, а вторая захватила весь мир? Никаких ответов на это фильм не дает, но в то же время общество внутри картины во многом выстроено как результат войны. Авторы фильма могли бы дать больший объем героям и ситуациям, в которых те оказались, если бы озадачились разъяснением подробностей произошедшего ранее.
Почему Ник забыл о прошлом Мэй?
По мере развития сюжета картины, зрители вместе с Ником выясняют всё больше и больше подробностей из весьма бурного прошлого Мэй. Вроде бы всё развивается по законам жанра – постепенно – если бы не одно "но". Дело в том, что, как оказалось, Ник знал Мэй достаточно хорошо, они встречались, проводили много времени вместе, в своих рассказах героиня Ребекки Фергюссон упоминала и Новый Орлеан, и дом посреди океана, и Фредди. После исчезновения Мэй Ник бросается на ее поиски с какой-то животной одержимостью, но он словно забыл обо всём, что подруга рассказывала ему ранее – такое ощущение, словно он идет по этому пути в первый раз. Да, намеки Мэй были расплывчатыми и не слишком понятными, но если уж Ник взялся играть в детектива, ему стоило быть поумней. Ну, или авторам стоило бы придумать какое-то объяснение для этой внезапно возникшей частичной амнезии.
Как Ник пробирался в поместье Сильвана?
Не то чтобы у меня к этому были какие-то особые претензии, просто резануло глаз, что называется. Во второй половине фильма Ник несколько раз умудряется попасть в поместье Сильвана, одного из богатейших и влиятельнейших людей нового мира. И ни разу мы не видели каких-то препятствий, которые герою Джекмана пришлось бы для этого преодолевать. Хорошо, в первый раз он пробрался внутрь, прикинувшись одним из актеров, запланированного внутри представления – очень сомнительная натяжка, но хоть какой-то способ объяснить нелепую нестыковку. Но потом-то? Ник проходит в дом могущественного главы крупного аристократического клана, как к себе домой. Ну как так? Ну, можно же было показать крохотный эпизод с подкупом охраны, я не знаю, или с лихим способом преодолеть защиту в недосягаемом для защитников цитадели месте. А так – смех какой-то.
Зачем Мэй вернулась в офис Ника?
В самом финале, уже в воспоминаниях Бута, Ник видит, что Мэй после спасения Фрэдди пришла к нему в офис за помощью, но там ее уже ожидал злейший враг, который похитил женщину прежде, чем та встретилась с героем Хью Джекмана. Мэй успела бросить у порога серьгу в надежде, что смышленый любовник сможет раскрутить эту подсказку. И вроде бы она всё сделала верно, кроме того что весь этот самоубийственный визит не имел никакого смысла. Мэй, которую к концовке показывают расчетливой и умной, вдруг совершает детскую ошибку – приходит туда, где ее скорее всего будут ждать неприятности. Вся прежняя проницательность героини идет прахом – среди бела дня, вместо того чтобы оставить записку, позвонить, пересечься в любом другом месте, Мэй идет в лапы противнику и ожидаемо платит за это жизнью. Для фильма со стандартным голливудским хэппиендом это был бы способ для финальной схватки хорошего парня и плохого, завершающейся спасением красотки. Но Мэй умирает, и ее ошибка превращается в глупость.
Как Ник продержался в резервуаре так долго?
Фильм заканчивается тем, что Ник убивает Бута, но заключает сделку с полицией, и за раскрытие преступлений аристократов его "всего навсего" отправляют на вечное погружение в резервуар воспоминаний. В последних кадрах мы видим седого мужчину, продолжающего качаться на волнах своей памяти в машине грез. Красивое. Но напрочь лишено логики. Во-первых, ухода такое "вечное колыхание" требует нешуточного – за Ником банально нужно следить, убирать нечистоты, стричь волосы и ногти, защищать от пролежней и переувлажнения. Больше того, аппарат должен поддерживаться в рабочем состоянии, электричество должно поступать бесперебойно, здание должно арендоваться или быть выкуплено. Сомнительно, что едва сводивший концы с концами Ник мог позволить себе столь дорогое удовольствие. Тогда, за чей счет этот, что называется, банкет? А главное – зачем?
Любила ли Мэй Ника на самом деле?
Ну и, наконец, последнее – самое эфемерное и чисто умозрительное. Картина заканчивается весьма условным хэппиендом – Мэй спасает Фрэдди и тем самым смывает с себя часть грехов прошлого, Ник находит ответы на свои вопросы и разоблачает преступников. Самое время идти в закат или "жить долго и счастливо", но в рамках сюжета всё завершается погружением главного героя в закольцованное воспоминание о тех днях, которые Ник провел с Мэй. Персонаж Хью Джекмана знает, что возлюбленная его обманывала, но он верит в то, что женщина прониклась к нему и даже полюбила. Именно о любви говорит Мэй в своем прощальном послании, но можно ли в это верить? Не было ли это уловкой, еще одной на пути к спасению мальчика? Женщина пошла на слишком большие жертвы ради достижения цели, ее план был опасен и не допускал слабостей и вольностей – так почему мы должны считать, что любовь ее была искренней? Конечно, показать что-то такое, что демонстрировало бы реальное безразличие Мэй к Нику окончательно разбило бы веру зрителя в людей, но это подчинялось бы логике остального сюжета. Но и имеющаяся недоговоренность меня устраивает – пусть каждый сам решает, верить ли в чувства Мэй, или она этого не заслуживает.
Еще раз скажу, что фильмом скорее разочарован – много интересных задумок, но обширная, полная увлекательных деталей вселенная осталась не реализована. Вместо этого зритель погружается в унылую мелодраму, усталость от которой чувствуется еще на исходе первого получаса. Пересматривать точно не буду, сиквела не жду. И вообще – займусь другими материалами, фильмов интересных много, рассказать хочется обо всём. Ждите новых статей на канале Киноведа в штатском, читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, следите за дорогими серьгами, и...
#кино #фантастика #воспоминания #хью джекман #неонуар
Увидимся в кино!