Найти тему
Олег Калинка

Петли и узлы драмы человеческой жизни.

Монодрама Анны Папушевой «Родимое Пятно».

По пьесе одноименной пьесе Николая Коляды.

Режиссер- Сергей Он. Малая сцена ЛДМ. Санкт Петербург 2021.

В спектакле «Родимое Пятно» Сергей Он направляет наш взгляд на изучении темы драмы человеческой жизни, в этом сценическом опыте познания наше изучение этого многовекового объекта пристального внимания творцов науки и искусства опирается на идею его индивидуальности и неповторимости. В жизненном пространстве каждого из нас лики драмы сложны и многомерны, они подобны большим клубкам, нити которых соединяют наше прошлое и настоящего, их причудливое сплетение скрыто в глубинах нашего внутреннего мира. В этом пространстве они создают невероятное наслоение, симбиоз различных факторов и аспектов человеческой жизни, которые играют определяющую роль в восприятии окружающего мира и в формировании индивидуальной проекции парадигмы существования. В познании этого сложного философско-психологического явления человеческой жизни спектакль «Родимое Пятно» предоставляет нам уникальную возможность оказаться в анатомическом театре человеческой драмы, в нём история одной жизни – это плоскость в которой мы можем проникнуть в глубины человеческой души и попытаться размотать клубок противоречий, увидеть первопричины и истоки драмы человеческой жизни.

Эта возможность познания в спектакле «Родимое Пятно» осуществляется в истории жизни одной женщины, пространство её жизни выступает в качестве символической анатомической плоскости, в которой мы получаем возможность проникновения в глубины её внутреннего мира. Эта плоскость нашего познания воплощена в особой временной точке её жизненного пространства, в которой героиня этой истории находится на отрезке безвременья, в границах которого она задерживается на неопределённый отрезок времени между прошлым и будущем. На этом временном отрезке она находится на пороге новой жизни, в преддверье этого события она осознаёт необходимости выбора, который определит содержания багажа её жизни, с которым она пересечёт этот порог и шагнёт в будущее. В этой точке она понимает, что тяжелый груз проблем прошлого не позволяет ей сделать жизненно важный шаг и это мотивирует её к осмыслению пространства собственной жизни, к необходимости критического анализа своих взглядов, морально-этических устоев, событий и вех своего жизненного пути. 

В спектакле «Родимое Пятно» этот особый момент выбора находит своё воплощение в картине изображающей пространство, в центре которого находится героиня этой истории. В нём наше внимание сосредоточено на ситуации, в которой она разглядывает различные артефакты своего прошлого и настоящего, многообразные фрагменты своего семейного архива, предметы быта и обстановки, окружающие её в повседневной жизни. Эти яркие противоречивые эпизоды и артефакты человеческой жизни создают особую коллекцию, которая подобна фрагментам мозаичного панно, которые рассыпаны хаотично по всему периметру этого пространства. В своём критическом анализе пространства собственной жизни она хаотично извлекает их из разных уголков этого пространства и этот процесс визуализирует нам особую метафору человека погружённого в свои мысли, сосредоточенного на процессе осмысление, в котором она извлекает эти фрагменты из глубин своей памяти и подвергает их критическому анализу. Эти фрагменты её жизни задают направление вектора трансформации сценического пространства, при котором возникают картины разных периодов её жизни и истории и эпизоды сыгравшие решающую роль в формирования её системы мировоззрения и восприятия среды её обитания. В этом процессе она обращается к незримому собеседнику, которому она говорит о реалиях своей жизни и событиях прошлого. Это повествование предоставляет нам возможность понять образ её мыли так как сказанное ей выполнено в особой манере, в которой звучат нотки самоиронии и сарказма. Эти тональности оформляющие повествование вуалируют её трагедию разочарования от невозможности воплотить свои мечты и замыслы, её реакцию на неприятие её индивидуальности окружающей средой, а также её восприятие ряда других мрачных вех её жизненного пути. Её слова и мысли, адресованные некому собеседнику позволяют нам определить характер этого диалога, который можно назвать диалогом со своей памятью, со своим творческим эго, которые здесь исполняет роль незримого собеседника, молчаливо внимающего её словам.

Наше проникновение в пространство её жизни предоставляет нам возможность изучения различных форм внутреннего конфликта, в котором яркая индивидуальность вступает в конфронтацию со средой обитания. В изучения различных проекций этого конфликта концепция человеческой индивидуальности находит своё воплощение в емкой метафоре родимого пятна, которое в этой истории является знаком –символом творческого эго человека выделяющего его в бескрайнем океане людей. В истории героини мы видим, что её яркая индивидуальность и творческий потенциал контрастирует со средой её обитания и эта контрадикция задаёт предпосылки для перманентного конфликта. Проекции этого конфликта в истории персонажа множественны и разнообразны их лики мы узнаём в нашем изучении полотна картины её жизни на различных её этапах.

Эти драматические лики предоставляют нам возможность для изучения различных проявлений философии эскейпизма в человеческой жизни. Обращение героини к этой философской концепции в качестве единственного решения мотивированно кризисом поиска выхода из трудной жизненной ситуации. В этой ситуации она осознаёт, что её устремления сталкиваются с агрессивностью или циничной безразличностью окружающей средой, отторгающей её. Эта реакция среды её обитания пробуждает в ней желание вырваться из жесткого прокрустово ложа безысходности существования. Этот симбиоз событий и факторов становиться главным мотивирующим фактором, побуждающим её к эскейпизму, поиску иного пространства существования для себя, в котором её творческое эго и индивидуальность обретут возможность для существования и самореализации. В других жизненных ситуациях её обращение к эскейпизму результирует её уходом во внутреннюю эмиграцию, в которой она замыкается в себе и скрывается от среды своего обитания за маской трафаретного образа.

В истории под названием «Родимое Пятно» наше наблюдение её попыток размотать клубок проблем прошлого и настоящего, её желание закрыть гештальты прошлого приводит обратному эффекту, при котором возникает синдром Гордиева узла. В этой ситуации узы, соединяющие её прошлое и настоящее затягиваются вокруг неё, они образуют тугое сплетение, которое не подвластно ей и это определяет финал критического анализа пространства её жизни и решение её выбора. В нём она разрубает Гордиев узел драмы своей жизни и таким образом определяет своё отношение к своему прошлому и создаёт новую символическую точку отсчёта своего жизненного пути, точку 0, с которой начнёт исчисление своей жизни.

В спектакле «Родимое Пятно» Сергей Он предлагает нам уникальную возможность взглянуть на пространство собственной жизни через призму жизни героини и попытаться размотать клубок противоречий и проблем собственной жизни до тех пор, пока его драматическое сплетение не образует тугой Гордиев узел вокруг нашей жизни.

в узла драмы человеческой жизни.

Монодрама Анны Папушевой «Родимое Пятно».

По пьесе одноименной пьесе Николая Коляды.

Режиссер- Сергей Он. Малая сцена ЛДМ. Санкт Петербург 2021.

В спектакле «Родимое Пятно» Сергей Он направляет наш взгляд на изучении темы драмы человеческой жизни, в этом сценическом опыте познания наше изучение этого многовекового объекта пристального внимания творцов науки и искусства опирается на идею его индивидуальности и неповторимости. В жизненном пространстве каждого из нас лики драмы сложны и многомерны, они подобны большим клубкам, нити которых соединяют наше прошлое и настоящего, их причудливое сплетение скрыто в глубинах нашего внутреннего мира. В этом пространстве они создают невероятное наслоение, симбиоз различных факторов и аспектов человеческой жизни, которые играют определяющую роль в восприятии окружающего мира и в формировании индивидуальной проекции парадигмы существования. В познании этого сложного философско-психологического явления человеческой жизни спектакль «Родимое Пятно» предоставляет нам уникальную возможность оказаться в анатомическом театре человеческой драмы, в нём история одной жизни – это плоскость в которой мы можем проникнуть в глубины человеческой души и попытаться размотать клубок противоречий, увидеть первопричины и истоки драмы человеческой жизни.

Эта возможность познания в спектакле «Родимое Пятно» осуществляется в истории жизни одной женщины, пространство её жизни выступает в качестве символической анатомической плоскости, в которой мы получаем возможность проникновения в глубины её внутреннего мира. Эта плоскость нашего познания воплощена в особой временной точке её жизненного пространства, в которой героиня этой истории находится на отрезке безвременья, в границах которого она задерживается на неопределённый отрезок времени между прошлым и будущем. На этом временном отрезке она находится на пороге новой жизни, в преддверье этого события она осознаёт необходимости выбора, который определит содержания багажа её жизни, с которым она пересечёт этот порог и шагнёт в будущее. В этой точке она понимает, что тяжелый груз проблем прошлого не позволяет ей сделать жизненно важный шаг и это мотивирует её к осмыслению пространства собственной жизни, к необходимости критического анализа своих взглядов, морально-этических устоев, событий и вех своего жизненного пути. 

В спектакле «Родимое Пятно» этот особый момент выбора находит своё воплощение в картине изображающей пространство, в центре которого находится героиня этой истории. В нём наше внимание сосредоточено на ситуации, в которой она разглядывает различные артефакты своего прошлого и настоящего, многообразные фрагменты своего семейного архива, предметы быта и обстановки, окружающие её в повседневной жизни. Эти яркие противоречивые эпизоды и артефакты человеческой жизни создают особую коллекцию, которая подобна фрагментам мозаичного панно, которые рассыпаны хаотично по всему периметру этого пространства. В своём критическом анализе пространства собственной жизни она хаотично извлекает их из разных уголков этого пространства и этот процесс визуализирует нам особую метафору человека погружённого в свои мысли, сосредоточенного на процессе осмысление, в котором она извлекает эти фрагменты из глубин своей памяти и подвергает их критическому анализу. Эти фрагменты её жизни задают направление вектора трансформации сценического пространства, при котором возникают картины разных периодов её жизни и истории и эпизоды сыгравшие решающую роль в формирования её системы мировоззрения и восприятия среды её обитания. В этом процессе она обращается к незримому собеседнику, которому она говорит о реалиях своей жизни и событиях прошлого. Это повествование предоставляет нам возможность понять образ её мыли так как сказанное ей выполнено в особой манере, в которой звучат нотки самоиронии и сарказма. Эти тональности оформляющие повествование вуалируют её трагедию разочарования от невозможности воплотить свои мечты и замыслы, её реакцию на неприятие её индивидуальности окружающей средой, а также её восприятие ряда других мрачных вех её жизненного пути. Её слова и мысли, адресованные некому собеседнику позволяют нам определить характер этого диалога, который можно назвать диалогом со своей памятью, со своим творческим эго, которые здесь исполняет роль незримого собеседника, молчаливо внимающего её словам.

Наше проникновение в пространство её жизни предоставляет нам возможность изучения различных форм внутреннего конфликта, в котором яркая индивидуальность вступает в конфронтацию со средой обитания. В изучения различных проекций этого конфликта концепция человеческой индивидуальности находит своё воплощение в емкой метафоре родимого пятна, которое в этой истории является знаком –символом творческого эго человека выделяющего его в бескрайнем океане людей. В истории героини мы видим, что её яркая индивидуальность и творческий потенциал контрастирует со средой её обитания и эта контрадикция задаёт предпосылки для перманентного конфликта. Проекции этого конфликта в истории персонажа множественны и разнообразны их лики мы узнаём в нашем изучении полотна картины её жизни на различных её этапах.

Эти драматические лики предоставляют нам возможность для изучения различных проявлений философии эскейпизма в человеческой жизни. Обращение героини к этой философской концепции в качестве единственного решения мотивированно кризисом поиска выхода из трудной жизненной ситуации. В этой ситуации она осознаёт, что её устремления сталкиваются с агрессивностью или циничной безразличностью окружающей средой, отторгающей её. Эта реакция среды её обитания пробуждает в ней желание вырваться из жесткого прокрустово ложа безысходности существования. Этот симбиоз событий и факторов становиться главным мотивирующим фактором, побуждающим её к эскейпизму, поиску иного пространства существования для себя, в котором её творческое эго и индивидуальность обретут возможность для существования и самореализации. В других жизненных ситуациях её обращение к эскейпизму результирует её уходом во внутреннюю эмиграцию, в которой она замыкается в себе и скрывается от среды своего обитания за маской трафаретного образа.

В истории под названием «Родимое Пятно» наше наблюдение её попыток размотать клубок проблем прошлого и настоящего, её желание закрыть гештальты прошлого приводит обратному эффекту, при котором возникает синдром Гордиева узла. В этой ситуации узы, соединяющие её прошлое и настоящее затягиваются вокруг неё, они образуют тугое сплетение, которое не подвластно ей и это определяет финал критического анализа пространства её жизни и решение её выбора. В нём она разрубает Гордиев узел драмы своей жизни и таким образом определяет своё отношение к своему прошлому и создаёт новую символическую точку отсчёта своего жизненного пути, точку 0, с которой начнёт исчисление своей жизни.

В спектакле «Родимое Пятно» Сергей Он предлагает нам уникальную возможность взглянуть на пространство собственной жизни через призму жизни героини и попытаться размотать клубок противоречий и проблем собственной жизни до тех пор, пока его драматическое сплетение не образует тугой Гордиев узел вокруг нашей жизни.

Видео фрагмент и анализ спектакля "Родимое Пятно" вы можете увидеть на моём авторском YouTube канале "Мой Не_Критический Взгляд" https://youtu.be/jXmlaJGD6y0