Найти тему

Гипертекст и интерактивные истории

При нашей привычке к восприятию линейной и одномерной структуры повествования может возникнуть целая проблема, если понадобится адекватно и наглядно отобразить в интернете интерактивную историю - поясню, что речь идет о некотором разветвленном дереве возможностей для предстоящего развития сюжета.

Давайте для начала затеем небольшой экскурс в историю вопроса.

Знаменитый аргентинский писатель и библиофил Хорхе Луис Борхес в своем рассказе «Сад расходящихся тропок» (1941) дал такое описание нелинейного произведения:

«Стоит герою любого романа очутиться перед несколькими возможностями, как он выбирает одну из них, отметая остальные; в неразрешимом романе Цюй Пэна он выбирает все разом. Тем самым он творит различные будущие времена, которые в свою очередь множатся и ветвятся».

А что касается гипертекста — идейного прародителя нашего нынешнего нон-стоп серфинга в интернете — еще в 1981 году программист и философ Теодор Нельсон написал в своей книге «Literary Мachine»:

Под гипертекстом я понимаю не-последовательное сочинение — текст, который разветвляется и позволяет читателю выбирать . Проще говоря, это ряд кусков текста, соединенных линками, предлагающими читателю различные пути.

Гипертекстуальные истории писали в свое время знаменитые Милорад Павич и Итало Кальвино.

Ну, а теперь представим себе, что сейчас, в 2021 году вы собираетtсь писать историю с развилками и с возvожностью выбора веток.

Какие возможности у вас существуют для наиболее подходящего представления такой истории?

Обложка интерактивной  книги Ребекки Поповой "Застывшие мгновенья"
Обложка интерактивной книги Ребекки Поповой "Застывшие мгновенья"

В общем, проблема в размещении такого интерактивного текста — его нелинейность. В самом деле, невозможно без ущерба для понимания смысла и динамики произведения традиционным образом последовательно постить куски текста, если описанные события в них происходят не одно за другим во времени, а, скорее, параллельно а, точнее, даже взаимоисключающе.

Я занялась поиском в интернете и... нашла две таких возможности.

Первая —сайт hyperbook.ru - «Интерактивные истории, текстовые игры и квесты».

Игры там предполагается писать в среде AXMA Story Maker.

Эта среда предоставляет очень богатые возможности, но изучение подобной среды, на мой неискушенный взгляд, по сложности и затрачиванию времени практически равнозначно изучению нового языка программирования.

И вторая обнаруженная мною возможность — использование специального конструктора интерактивных историй на сайте instory.ru.

Этот конструктор достаточно простенький и ограниченный по своим возможностям, но зато он показался мне интуитивно понятным. Пользователь размещает иерархическую структуру своих блоков с текстом, сопровождая их кликабельными вариантами выбора, определяющими, на какой именно блок следующего уровня будет осуществлен переход.

В общем, сочинив интерактивную историю, я пошла по пути наименьшего сопротивления и использовала второй путь - сайт instory.ru с его конструктором интерактивных историй.

Отрывки из моего нового интерактивного романа можно увидеть в виде дерева вот тут: «Застывшие мгновения» .

-3

Мой второй блог на Дзене - Невыносимое томление

#культура #литература #гипертекст #интерактивная литература #интерактивные истории