Найти тему

Необычный способ заинтересовать детей былинами

Оглавление

Если вы родитель, вас наверняка беспокоит, как сделать так, чтобы ребёнок легко вошёл в учебный процесс. А если вы учитель литературы, уверена, эта статья облегчит вам начало года.

После летних каникул нужно сделать так, чтобы ученики при минимальном уровне стресса, без значительных энергетических затрат вспомнили изученное ранее, вошли в рабочий ритм.

В это время важно создать положительный настрой у ребёнка, убедить его в том, что он многое знает и может легко восстановить в памяти пройденный материал. Это можно сделать с помощью личностных тестов. Их все любят, интересно же узнать, "кто ты из Смешариков", "кем ты был бы в мире Гарри Поттера"... Но взрослые могут сделать этот процесс осмысленным!

На первых уроках литературы обычно проходят раздел «Из устного народного творчества». На сайте "Арзамас" есть тест "Какой вы богатырь?", его можно пройти вместе с детьми и обсудить. А для учителей в конце статьи есть пример домашнего задания к этой теме ;)

Я покажу два вопроса из теста по ссылке (оставила её ниже) и расскажу, о чём можно поговорить с ребёнком.

Любите ли вы музыку?

  • Мне она безразлична, есть много других развлечений.
  • Я профессиональный музыкант и зарабатываю этим на жизнь. Причем прилично!
  • Обожаю, играю на музыкальных инструментах, часто пою.
  • Простите, но мне медведь на ухо наступил.

Можно спросить учеников, какой ответ, на их взгляд, какому богатырю принадлежит. Благодаря информации из младших классов и из экранизаций, мультфильмов, дети вспомнят, каких вообще богатырей они знают, обратят внимание на их характерные особенности. Характеристика «профессиональный музыкант» позволяет не акцентировать внимание на каноничной троице (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич), а расширить круг обсуждаемых героев, включив в него Садко.

Результаты теста могут быть неожиданными, так как список персонажей широк, включает, например, малоизвестных Чурилу Плётковича, Дюка Степановича. Эффект обманутого ожидания способствует эффективному запоминанию новой информации, побуждает узнать подробнее о новых сюжетах.

В школе много внимания уделяется не только событиям былин, но и характерам героев, отражению в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Вопросы личностного теста, затрагивающие этические проблемы, иллюстрируют действия героев и заставляют ребёнка задуматься над своими поступками, своим характером.

Насколько вы общительны?

  • Нет, увольте, меня общение только нервирует.
  • Мне нравится внимание людей, я чувствую себя в обществе как рыба в воде.
  • Обожаю подвижные игры: язык тела мне понятней.
  • Поговорить люблю, но работать — больше.
  • Стараюсь, чтобы на меня обратили внимание, люблю ярко одеваться и тусоваться.

Пословицы, поговорки, устаревшие выражения («медведь на ухо наступил», «как рыба в воде», «увольте») из теста помогают обсудить поэтичность устного народного творчества.

В качестве домашнего задания можно попросить учащихся выписать подобные выражения, написать их определение со своей точки зрения и по академическим словарям, проиллюстрировать буквально.

Ссылка на тест "Какой вы богатырь?": https://arzamas.academy/materials/585

Если пройдёте сами или с ребёнком, напишите в комментарии результат! Интересно, как ваши дети отреагируют на эту идею. Моим семиклассникам понравилось, даже читали потом былины не из учебника :)