Четвертый день нашего путешествия мы решили начать с пляжа Белые скалы. Это такой кусок береговой полосы рядом с поселком Цандрипш недалеко от Гагры, где весь пляж утыкан большими белыми валунами и людьми, которые на них фотографируются. Мы тоже заняли себе один камушек, да еще так хитро, что море видно было, а людей - нет.
В этот день нам предстояло переехать в Мачару под Сухумом, и по пути мы посмотрели еще Новоафонскую пещеру. Но для цельности изложения про пещеру я расскажу в посте про Новый Афон, а сейчас сразу проедем весь Сухум насквозь и окажемся в Мачаре, где нас ждал эко-комплекс "Ахьаца". Мне тут сразу понравилось: деревянный дом с отдельными входами и террасами у каждого номера, внутри все просто, но со вкусом и есть все необходимое от микроволновки до детской кроватки, по саду бегают куры - атмосфера действительно располагала к отдыху, да еще и в подарок на каждый номер полагалось по бутылочке домашнего вина и чачи.
А вот у Маши с Мачарой как-то сразу не задалось. Когда они с Димой пошли в один из двух находящихся поблизости магазинов, она наступила на мертвую птицу, была облаяна собакой, а потом ее чуть не утащили джигиты на "Жигулях". У Димы же в этот день заболело горло (болезнь №4 в нашем командном зачете), так что вечером мы запивали стресс и боль домашним вином за столиком на свежем воздухе. А наутро пятого дня отпуска Маша окончательно убедилась, что эко-отдых не для нее: на наш прекрасный полупесчаный пляж зашли коровы и даже не постеснялись немного искупаться.
После купания с коровами мы поехали смотреть Сухум. С Сухумом не задались отношения у меня: с самого начала мне было немного нехорошо и, возможно, это подпортило впечатления. Сухум- довольно специфический город. На столицу он, пожалуй, не похож. Здесь есть, наверное, только одно по-настоящему красивое и даже ухоженное место - это участок набережной со всякими правительственными учреждениями. Действительно, министерства под пальмами смотрятся эффектно.
Толстые эвкалипты, сбросившие свою кору, похожи на слонов-альбиносов.
Фонтан "Грифоны" рядом с драмтеатром был построен в 1947 году, после войны он был заброшен и пару лет назад его реконструировали.
Одним из самых красивых зданий Сухума по праву считается гостиница "Рица", которая изначально называлась "Сан-Рэмо". До революции образцом для застройки Сухума была выбрана архитектура Лазурного берега. Одним из ее примеров и является "Рица", которая была достроена в в 1914 году. Первым ее владельцем был купец-грек Христофорос Спанакис. В то время в Сухуме было много греков, представители этой нации живут здесь и сейчас.
Конечно, попадаются в Сухуме и другие интересные дореволюционные здания, но далеко не все в таком же хорошем состоянии.
Это здание уже в стороне от набережной.
Пока мы гуляли, давно наступило обеденное время. Мы еще в гостинице присмотрели для нашего обеда ресторан "Нартаа", у которого были хорошие отзывы. Там были милые плетеные беседки с вентиляторами, фонтан, качели, и в целом все выглядело нормально. Но обслуживание оказалось очень специфическое. Когда нам принесли большой хачапур с сыром и копченым мясом, мы еще даже не успели разделить его между всеми, как вдруг официантка забрала у нас одну пока еще чистую тарелку и вилку и умчалась с ними куда-то за линию горизонта. Звать ее обратно было бесполезно, и Дима поел хачапур руками над салфеткой. Когда нам в конце обеда удалось все-таки привлечь внимание к нашему столику, пришла почему-то другая официантка и начала очень эмоционально жаловаться на других гостей, которые подходят к столикам, когда предыдущие гости еще не доели. "Это я не про вас, это я вообще" - добавила она, увидев наши обескураженные лица. Но страна души - она такая. Здесь вам могут излить душу, не церемонясь.
Чем больше удаляешься по набережной от правительственных зданий, тем более заброшенным все выглядит. Например, этот причал в виде дельфина или виляющей хвостом рыбки уже больше похож на рыбий скелет.
Менее заброшено и более грандиозно выглядит здание Морского порта. В ясную погоду его было видно даже из нашей Мачары. Это единственное в СССР здание морвокзала, находящееся прямо в море, было построено в 80-е годы по проекту, разработанному в Институте архитектуры и искусства в Ленинграде. Здание можно даже вблизи перепутать с кораблем. Сейчас пассажирские перевозки не ведутся, первый этаж частично занят кафе и магазинами.
На набережной есть несколько небольших скульптур, самая милая из них - пингвин-философ. Пингвина создал абхазский скульптор Архип Лабахуа в 2012 году. Пингвин смотрит на книгу, где написано изречение американского писателя Уильяма Фолкнера: "Жизнь – это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми".
Набережная Сухума - это смешение разных времен, стилей и народов. После дореволюционных гостиниц, советских причалов и современной абхазской скульптуры вы натыкаетесь на древнюю крепость Диоскурию. От античной колонии Диоскуриады, возникшей на территории города в VI веке до н. э., Сухум и ведет свое летоисчисление. Получается, столице Абхазии уже более 2500 лет, не то что какой-то соплячке Москве.
Сейчас большая часть древней крепости находится под водой. Считается, что Диоскурия погибла в результате оползней. Не зря в абхазских сказаниях упоминается землетрясение, после которого море поглотило город чужестранцев.
У Диоскурии мы свернули с набережной и нырнули в кварталы серых панелек, чтобы вернуться по ним к машине. Еще по пути в Сухум наше внимание привлекло большое и красивое здание вокзала, куда мы и поехали. Как вы уже догадываетесь, оно заброшено. Используется только небольшой флигель слева, занятый кассой, остальное загорожено металлопрофилем.
Заброшек в Сухуме очень много - в этой столице явно нет проблем с перенаселением. Самые запущенные здания постепенно тонут в лианах и прочей зелени.
Но главная заброшка Сухума - это, конечно, бывшее здание совета министров Абхазии. Два боковых корпуса Дома правительства были построены в 1935—1936 годах, а монументальный центральный корпус был возведен в 1985 году. Здание сильно пострадало в ходе войны 1992 - 1993 годов. Сейчас часть западного крыла функционирует, а что делать со всей остальной махиной - непонятно.
Каких только построек в Сухуме нет, но самая несуразная - консульский отдел российского посольства. Он похож то ли на бункер, то ли на мавзолей.
Мы хотели еще зайти в музей боевой славы, но, как оказалось, музеи в Абхазии не работают из-за коронавируса: нужно же было для приличия что-нибудь закрыть, так лучше музеи, в которые все равно никто не ходит. Что остается посмотреть? Мы отправились проникаться местным колоритом на рынке.
Южный рынок - с непривычки страшное место. Зато, кстати, именно здесь мы увидели несколько человек в масках - беспрецедентный случай за всю поездку. Удивило, что здесь на рынке продают алкоголь и сигареты, а еще нет отдельных рядов для съедобного и несъедобного - торговые точки располагаются без всякой системы.
Для полноты картины мы отправились на смотровую площадку на Сухумской горе - увидеть Сухум сверху.
Беседка находится на высоте 201 метра над уровнем моря и когда-то, наверное, была очень красивой, а сейчас она стремительно сбрасывает краску, почти как эвкалипты кору. Вид с нее испорчен проводами и крышами ближайших домов, но если зрение хорошее, то можно заметить некоторые знакомые здания и стоящий на причале круизный лайнер. Стоп, это же морской порт!
Наконец мы вернулись домой. Наконец - потому что меня совсем охватила наша абхазская лихорадка с тошнотой и температурой, к которой у меня как у кормящей матери добавились уникальный симптомы - закупорка молочных протоков (итак, я - больной №5 в нашей поездке). И вместо того, чтобы праздновать нашу семилетнюю годовщину свадьбы на пляже под луной, я до полуночи расцеживала грудь. К счастью, мои усилия увенчались успехом, и утром я проснулась огурцом. Правда, оказалось, что в кране нет воды, потому что ночью из-за ливня смыло водопровод, проходивший по дну реки. Но нас это известие поначалу не сильно взволновало: мы отправились на весь день в Новый Афон.