Французский король Людовик IX Святой (1214 -1270) организовал две военные экспедиции, известные в истории как Седьмой и Восьмой крестовые походы. Оба похода закончились неудачно: во время Седьмого похода Людовик и его войско были разбиты и взяты в плен, а во время восьмого Людовик и его сын Жан-Тристан умерли, войско крестоносцев понесло большие потери и вернулось ни с чем.
В Седьмом крестовом походе Людовика сопровождала его супруга Маргарита Прованская. За время похода она родила Людовику троих детей, прошла через многие злоключения и проявила себя как смелая и решительная женщина. Когда король попал в плен, Маргарита сумела быстро выкупить его и всех пленных рыцарей. Теперь обо всем этом поподробнее.
Чудесное исцеление и обет крестоносца
Все началось с того, что в 1244 г. мусульмане в очередной раз отобрали Иерусалим у христиан. Папа римский и все христианские монархи были заняты своими европейскими делами и поэтому никто не бросился сразу освобождать Гроб Господень.
Известный своей набожностью король Франции Людовик IX в конце 1244 г. тяжело заболел и был почти при смерти. И когда уже не было никакой надежды на выздоровление, его мать, Бланка Кастильская, обложила Людовика святыми мощами и реликвиями из капеллы Сент-Шапель, и король чудесным образом исцелился.
В благодарность за божественное исцеление Людовик IX немедленно дал обет отправиться в крестовый поход, чтобы освободить Иерусалим от неверных.
Так был провозглашен Седьмой крестовый поход, который еще называют египетским походом Людовика Святого. Можно его назвать и «французским», потому что никто из европейских монархов не поддержал Людовика, и в поход отправились одни французы.
В крестовый поход вместе с мужем
Когда Людовик IX начал подготовку к походу, его супруга Маргарита Прованская (1221-1295) приняла решение отправиться вместе с ним. Ни трое маленьких детей, ни опасности войны не могли ее удержать от желания быть рядом с мужем. Дети были оставлены на попечение ее свекрови Бланки Кастильской, которая в отсутствие Людовика временно правила Францией.
Морем на Кипр
Поход готовился более трех лет. В августе 1248 г. французские крестоносцы наконец собрались в городе Эг-Морт в дельте Роны, где их ждали транспортные корабли, которые должны были перевезти войско на Кипр, служивший военно-морской базой для крестовых походов.
Порт-крепость Эг-Морт начал строиться по приказу Людовика в 1242 г. В то время это был единственный порт Франции на Средиземном море.
Французское войско состояло из 15000 воинов и 8000 лошадей. Рыцарей, составляющих главную ударную силу войска, было около 2800. Для перевозки на Кипр такой армии потребовалось 38 больших кораблей и несколько сотен мелких судов. Некоторые корабли отправились на Кипр из Марселя.
Стратегия крестоносцев
Находясь на Кипре, Людовик IX и его командиры придумали, как им отвоевать Иерусалим, которым завладел султан Египта ас-Салих Айюб. Людовик решил повторить стратегию своих предшественников из Пятого крестового похода (1217-1221): напасть на Египет, захватить несколько городов и обменять их на Иерусалим.
Крестоносцы запланировали высадиться в дельте Нила и взять прибрежный город Дамьетту, а затем наступать вглубь Египта. Людовик был уверен в военном превосходстве французских рыцарей и рассчитывал на легкую и быструю победу над мусульманами, но все произошло совсем не так, как он хотел.
Опоздавшие корабли и морские штормы
Крестоносцы хотели просто переждать зиму на Кипре, но задержались там на целых 8 месяцев из-за опоздания кораблей, которые должны были везти их в Египет. За это время весь ближний восток узнал о прибытии на Кипр множества крестоносцев. Мусульмане начали готовиться к их вторжению, но не знали, где будет нанесен удар - в Палестине или в Египте.
Когда же, наконец, прибыли долгожданные корабли, и христианское войско отправилось в Египет, внезапно налетевший шторм так разметал флот крестоносцев, что многие корабли сильно отстали, а некоторые унесло в Палестину.
Только треть армии крестоносцев высадилась около Дамьетты 5 июня 1249 г. При высадке несколько рыцарей упали в воду и утонули. На берегу стояли готовые к бою конные отряды воинов султана. Высадившиеся крестоносцы сразу втыкали щиты в песок и выставляли вперед копья. Мусульмане, опасаясь за своих лошадей, не решались атаковать и вскоре отступили, оставив Дамьетту. Так, практически без боя крестоносцы овладели важнейшим городом в дельте Нила.
В Дамьетте крестоносцы задержались на пять месяцев, ожидая прибытия брата короля, графа де Пуатье, который плыл с подкреплением из Франции. Наконец, после прибытия графа, христианское войско двинулось по направлению к столице Египта. Королева Маргарита была беременна и осталась с небольшим гарнизоном в Дамьетте, с нетерпением и тревогой ожидая возвращения Людовика.
Битва при Эль-Мансуре
Крестоносцы продвигались очень медленно, отражая постоянные атаки конных отрядов мусульман. Окончательно наступление армии Людовика было остановлено в битве при Эль-Мансуре 8 февраля 1250 г.
Воины султана заманили часть крестоносцев в засаду и многие рыцари погибли. Остальные были настолько изранены, что некоторые не могли больше одевать кольчуги. Крестоносцы отступили и встали лагерем, чтобы собраться с силами и вывезти раненых. Мусульмане же постоянно атаковали лагерь, обстреливали его из метательных орудий и забрасывали крестоносцев сосудами с греческим огнем, отчего возникали пожары. Такая изнурительная осада продолжалась несколько недель.
Дизентерия, голод и цинга
Одновременно на воинов-христиан обрушились и другие напасти: цинга, голод, дизентерия. Из-за скудной пищи и по причине религиозных постов у многих рыцарей началась "болезнь войска"(фр, - « maladie de l'ost »), - так в то время называли цингу. Вот как описывает это участник похода Жан Жуанвиль:
"нас поразила болезнь войска, от которой усыхали все мышцы ног, кожа на икрах покрывалась черными, как старый сапог, землистого цвета пятнами, а десны начинали гнить, и никто не мог излечиться от этого недуга, разве что умереть. Признаком наступавшей смерти было то, что из носа начинала идти кровь"
Вдобавок к цинге в армии крестоносцев начался голод из-за того, что мусульмане стали перехватывать и сжигать корабли с продовольствием, которые посылались по реке из Дамьетты. От слабости многие воины падали в голодные обмороки. По описанию того же Жуанвиля сам король "много раз лишался чувств".
И в довершение напастей, среди ослабленных цингой и голодом христиан вспыхнула эпидемия дизентерии.
Отступление и пленение
Людовик решил оставить лагерь и попытаться ночью отступить обратно к побережью, в сторону Дамьетты. Большинство рыцарей были уже просто не в силах держать оружие. Некоторые дезертировали или же перешли на сторону мусульман. Один такой предатель был подослан мусульманами к отряду крестоносцев со словами:
«Сеньоры рыцари, сдавайтесь, ибо так приказывает король, не допустите убийства короля!»
Рыцари решили, что его к ним послал король, и сдались. Другая часть крестоносцев пыталась добраться до Дамьетты на кораблях по реке, но их перехватили войска султана. В конечном итоге все христианское войско во главе с королем оказалось в плену.
В плену у султанов
Так случилось, что всего за полгода, - с момента высадки крестоносцев и до их освобождения из плена, - в Египте сменилось три султана, причем последним из трех султанов впервые в истории стала женщина. Первый султан Ас-Салих Айюб умер от болезни в ноябре 1249 г., еще до битвы при Эль-Мансуре. Следующим султаном стал его сын Туран-Шах, войска которого взяли в плен Людовика и крестоносцев. Туран-Шах понимал, что может получить огромный выкуп за христиан и предложил Людовику освободить его и всех крестоносцев за пятьсот тысяч ливров. Людовик ответил, что выкуп за войско заплатит королева, а за себя он отдаст город Дамьетту. Но вскоре, 2 мая 1250 г, Туран-Шах был убит недовольными им эмирами мамлюков, составлявших основу армии мусульман.
Вместо Туран-Шаха мамлюки возвели на трон жену умершего султана Ас-Салиха Айюба. Эту султаншу звали Шаджар ад-Дурр ( в переводе с арабского -«жемчужное дерево»).
О доблести женской
Маргарита была на последних сроках беременности и узнала о разгроме войска и пленении короля за три дня до родов. В Дамьетте была паника и многие хотели бежать из города, а генуэзские и пизанские галеры приготовились к отплытию. Когда Маргарита разрешилась от бремени (8 апреля 1250 г. родился мальчик Жан-Тристан ) она вызвала в свои покои всех, желавших покинуть Дамьетту, и сумела убедить их остаться, обещая взять всех на королевское довольствие. Благодаря ее решительности и находчивости никто не покинул Дамьетту раньше времени и корабли не уплыли.
Понимая, что Дамьетта может быть захвачена сарацинами, Маргарита попросила одного престарелого рыцаря исполнить ее просьбу и рыцарь клятвенно пообещал эту просьбу исполнить. По описанию Жуанвиля,
она сказала : «Заклинаю вас верностью, которой вы мне обязаны, коли сарацины возьмут этот город, отрубите мне голову прежде, чем меня схватят». И рыцарь ответил: «Будьте уверены, я это сделаю охотно; ибо я уже много думал о том, что убью вас, прежде чем они нас возьмут в плен».
Помощь тамплиеров
Эмиры мамлюков сказали, что отпустят Людовика и его рыцарей, только когда им отдадут половину выкупа и Дамьетту. Вторую половину выкупа Людовик поклялся отправить после того, как он прибудет в Акру (порт-крепость крестоносцев в Палестине). Королева отдала все бывшие у нее деньги, но оказалось, что не хватает тридцати тысяч ливров. Пришлось обратится за помощью к Ордену тамплиеров, рыцари которого тоже участвовали в походе и некоторые попали в плен. Командор ордена отказался давать деньги, но более мудрый маршал тамплиеров согласился одолжить с условием, что король вернет эти деньги, когда окажется в Акре. Отказ командора аукнулся тамплиерам через 60 лет, во время разгрома их ордена во Франции, когда внук Людовика король Филипп Красивый сделал из этого отказа один из пунктов обвинения против тамплиеров.
Возвращение во Францию
После сдачи Дамьетты мусульманам, король отправил Маргариту с ребенком в Акру и ждал, когда отпустят всех рыцарей, среди которых находился и его брат. Наконец, освобожденные из плена крестоносцы отплыли, - кто во Францию, кто в Палестину.
Людовик не стал сразу возвращаться во Францию, а провел четыре года в Палестине. Маргарита оставалась со своим супругом и родила ему в Палестине еще двоих детей: сына Филиппа и дочь Бланку. В 1254 г. королевская семья с тремя детьми вернулась во Францию.
Смерть Людовика
Людовик тяжело переживал, что он так и не выполнил своего обета вернуть христианам Иерусалим. Поэтому он собрал новую армию и в 1270 г. снова отправился отвоевывать Гроб Господень. Это был Восьмой крестовый поход. На этот раз Маргарита не сопровождала Людовика. Уже в самом начале этого похода в армии крестоносцев, которая высадилась в Тунисе, началась эпидемия дизентерии. Сначала заболел и умер сын Людовика, Жан-Тристан, - тот самый, который родился во время 7-го похода, - а через месяц скончался и сам Людовик в возрасте 56 лет. На этот раз рядом с Людовиком не было его ангелов-хранителей, - женщин, которые спасали его раньше. Его мать, Бланка Кастильская, умерла в 1252 г., а жена Маргарита осталась во Франции. Новым королем стал Филипп III Смелый, старший из сыновей Людовика и Маргариты.
Жена, мать и бабушка королей
Королева Маргарита Прованская прожила 74 года и родила 11 детей. Она была женой короля Людовика IX Святого, матерью короля Филиппа III Смелого и бабушкой короля Филиппа IV Красивого. В самом конце жизни, в 1290 г., Маргарита удалилась со своей дочерью Бланкой в монастырь, где и скончалась 21 декабря 1295 г. Она была похоронена в усыпальнице французских королей, базилике Сен-Дени. На ее могиле лежала надгробная плита из позолоченной меди со следующей надписью:
Здесь покоится благородная королева Франции Маргарита, которая была супругой господина Святого Людовика, некогда короля Франции, и умерла в среду перед рождеством в год воплощения Господа нашего тысяча двести девяносто пятый.
Источники:
Жуанвиль Жан де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика / Изд. подгот. Г. Ф. Цыбулько, Ю. П. Малинин, А. Ю. Карачинский. — СПб.: Евразия, 2007. — 400 с
Мишо Жозеф Франсуа История крестовых походов / Пер. с франц. С. Л. Клячко. — М.: Алетейя, 1999. — 368 с. — Серия «Vita memoriae»
Голдстоун Н. Четыре королевы / пер. с англ. А. Немировой. — М.: АСТ; Астрель, 2010.
Gérard Sivéry: Marguerite de Provence. Une reine au temps des cathédrales. Fayard, Paris 1987
Большое спасибо за прочтение статьи.
Поддержите развитие канала - подпишитесь !