Добро пожаловать на разговор под рюмочку к Анне! И снова, снова о школе, а конкретно, о моём самом любимом предмете – истории, предмете, который сейчас числится в расписании, но никак не задерживается в головах учеников. Посидим, поокаем?
До поры до времени взаимоотношения моей дочери с историей меня не слишком волновали, оценки дочь имела хорошие, в девятом классе дочь сдавать ОГЭ по истории не планировала. Удивляло меня только то, что дочь историю ненавидела, прямо на дух не переносила, как и абсолютное большинство её одноклассников. Ну, на вкус и цвет… Сами знаете. Мой муж тоже историю терпеть не мог. А я вот обожала, даже на истфак хотела поступать, да родители не позволили. Впрочем, это к делу не относится. Так вот, первый звоночек о том, что не всё благополучно в Датском королевстве, прозвучал, когда дочь заканчивала девятый класс. Пришла дочурка как-то домой и с выпученными глазами мне сообщила: «Мама, представляешь, сегодня на уроке истории учительница задала такой сложный вопрос! Мы пол-урока думали всем классом, но ответить не смогли». Ясное дело, мне стало дико интересно, что же это за вопрос такой. Дочка озвучила: «Учительница попросила посчитать, сколько царей из династии Романовых правило в девятнадцатом веке». Ровно через три секунды я не только назвала нужное число, но и перечислила всех царей поимённо вместе с их прозвищами, так сказать. Ну, помните, наверное, Николай Палкин, Александр Освободитель и.т.д. Доча очень подозрительно на меня посмотрела и полезла сначала в учебник, потом в интернет… Удостоверившись, что мать не искусала бешеная собака, робко спросила: «А откуда ты это знаешь?». Тут уж я удивилась: «Как откуда? Я же тоже в школе в своё время училась!». «И что?», - скептически хмыкнула дочура. «Когда это было! Сто лет назад? И ты хочешь сказать, что действительно с тех времён помнишь всех этих тухлых царей? Ага, прям верю!». И ушла. Она ушла, а я осталась в полном недоумении и в обидках. Но ведь я действительно помню со школьных времён и царей, и хронологию правления, и все основные события как из нашей, так и из зарубежной истории! ПОМНЮ! И помню, что ничего интереснее уроков истории для меня не было. А ведь в те времена не было ни интернета, ни интерактивных досок, ничего… Только учитель, учебник и проигрыватель. Никогда не забуду, как в четвёртом классе (тогда к начальной школе относились первые три класса, с четвёртого начиналось среднее звено) учительница поставила на уроке пластинку, и мы как зачарованные слушали рассказ от лица древнего мальчика о нём, о его племени, о жизни в те лохматые времена.
Писали мы на уроках мало, в основном, слушали, дома читали учебник. Дочкина же тетрадь по истории – вылитый «Капитал» Маркса, может, и потолще. Бесконечные конспекты. Каждый урок начинается словами: «Прочтите сами и законспектируйте». Да, у нас тоже было не без выкрутасов. Помнится, сдавала я историю в одиннадцатом классе. Билет, помнится, назывался «Смерть В.И.Ленина». И директриса-историчка, решив меня завалить (недолюбливала она меня, мягко выражаясь), задала дополнительный вопрос: «А в каком номере газеты «Правда» было опубликовано сообщение о смерти Ленина?». Но это так, внутрипартийные склоки, основную информацию мы запомнили накрепко, даже сейчас можем стариной потрясти. Короче, после той истории со злополучными Романовыми мне стало не то, чтобы страшно, а слегка не по себе.
А вот по-настоящему стало страшно, когда в одиннадцатом классе дочери пришлось готовиться к ЕГЭ по истории, для поступления требовалось. Ой, мама дорогая… В учебнике я не смогла одолеть даже двух параграфов, заумь какая-то, хаотичное нагромождение фактов и дат. Два раза в неделю я весь этот идиотизм излагала дочери понятными словами. А доча продолжала меня добивать. Спросила как-то: «Мам, а у Сталина семья была?». Я взяла себя в руки и начала рассказывать о первой жене Сталина, о его сыне от первой жены Якове Джугашвили и в этот момент дочурка выдала: «А почему у сына Сталина была фамилия Джугашвили?». Всё. Аут. Весь вечер я рассказывала дочери о семейной жизни отца народов, о Надежде Аллилуевой, о её смерти, о гибели Якова в концлагере, о том, что Сталин не захотел обменять сына на немецкого генерала, помните: «Солдат на генералов не меняют!»? Дочка слушала, раскрыв рот. На следующий день повторила мою лекцию в классе. Реакция одноклассников та же.
Я понимаю, сейчас не учат предмет, сейчас натаскивают на сдачу ЕГЭ и ОГЭ. Но неужели нельзя сделать урок интереснее, информативнее, человечнее, что ли… Биография любого политического деятеля так же важна, как и его деяния, она помогает понять человека, его мотивацию, поступки… А с другой стороны, куда же впихивать эту злосчастную биографию: между сочинением (сочинение по истории! Вот уж мрак!) и бесконечными тестами? Зато теперь ясно, почему современное поколение ненавидит историю. Для меня история была удивительной бесконечной сказкой, для моей дочери – набором сухих непонятных цифр и хаотичных фактов, никак друг с другом не связанных. И, самое ужасное, что и винить некого: несчастные учителя загнаны в рамки дурацких экзаменов, несчастные дети не в состоянии выучить тягомотную заумь, не расцвеченную ни одним ярким пятном. Кто виноват? Не знаю. Что делать? Тоже не знаю. Жаль только, что такой чудесный и интересный школьный предмет в списке самых нелюбимых уроков идёт чуть ли не на первом месте…
А что думаете вы, дорогие читатели? Какой предмет больше всего не любят ваши дети? Пишите, делитесь, попробуем составить рейтинг. Посидим, поокаем?
Подписывайтесь, ставьте лайки или просто читайте! Хорошего дня!