Panasonic и Leica подготовили прекрасный подарок всем пользователям камер формата Micro 4:3 — новый светосильный зум с интересным диапазоном фокусных расстояний. Новинка придётся особенно по душе видеографам.
Почему Panasonic Leica 25-50mm f/1.7 зверски хорош и что делает незаменимым при съёмке видео — давайте разбираться вместе.
Что это за объектив
Panasonic Leica 25-50mm f/1.7 разработан для системы Micro 4:3 (камеры с матрицей формата 4:3). Объектив дополняет своего широкоугольного собрата Panasonic Leica 10-25mm f/1.7.
Это интересная и универсальная пара объективов для фото и видео. Они хороши в условиях съёмки, где нужна мощная светосила.
10-25mm покрывает фокусные расстояния от сверхширокоугольных до нормальных. Новая модель аналогична в полнокадровом эквиваленте 50-100мм и выступает как портретник, закрывая потребность в крупных планах.
Максимальная диафрагма f/1.7 выдаёт глубину резкости сопоставимую с полнокадровой f/3.4. Она не настолько малая, как у профессиональных f/2.8 зумов, но вполне подойдет для большинства задач.
Дизайн и органы управления
Дизайн новинки повторяет визуальное решение модели 10-25mm. Это касается и размера, и всех деталей. Кольцо зума и кольцо фокусировки и диафрагмы расположены в одних и тех же местах. Если установить систему фоллоу-фокуса (приспособление для фокусировки объектива в кинокамерах) и настроить для одного из объективов, при замене на другой его не придётся настраивать заново.
У объектива солидные габариты, как и у любой светосильной оптики — длина 127 мм, вес 654 грамма. Крепкий корпус из магниевого сплава получил защиту от неблагоприятных погодных условий и качественные металлические кольца управления с насечками. Спереди — резьба под 77мм фильтр.
Кольцо диафрагмы работает бесшумно и без щелчков (остановок). Благодаря этому объектив прекрасно подойдет для видеосъёмки. Нужно учитывать, что опции с кликами нет, как и перевода на шаги в 1/3 стопа. Если вам необходимы все эти вещи, например, для более точной работы в фоторежиме, придется переключить диск диафрагмы в положение «Авто» и пользоваться диском управления на камере.
Кольца зуммирования и ручной фокусировки работают плавно. Если потянуть кольцо фокусировки вниз, в сторону камеры, откроется шкала дистанции фокусировки. Это удобно для съёмки видео.
Автофокус
Автофокус в объективе заточен под видео: он быстрый и точный, а мотор очень тихий. При этом в 25-50mm используется линейный привод — чуть более шустрый, чем шаговый привод в 10-25mm.
Такой автофокус и высокая светосила делают объектив не только идеальным другом видеографа, но и незаменимым спутником для уличной фотографии.
Оптическая схема и аберрации
В оптической схеме присутствует 16 элементов в 11 группах, включая 1 асферический, 3 низкодисперсионных ED элемента и 1 элемент со сверхвысоким преломлением, которые борются со всевозможными искажениями и засветками.
Продольные хроматические аберрации, которые выглядят как цветные окантовки в зонах вне фокуса (как на заднем, так и на переднем фоне) и которые очень сложно удалить во время постобработки, присутствуют в самом минимальном виде, не влияя на картинку.
Поперечные (боковые) хроматические аберрации, которые выглядят как окантовки возле высоконтрастных зон, практически незаметны и легко удаляются на постобработке.
Бонусы для видео
В 10-25mm модели фокусные расстояния немного ограничивали диапазон применения стекла, поэтому появление более «портретных» расстояний — очень удобная опция, особенно для предметной съёмки.
Конечно, и на 10-25mm выходят очень хорошие кадры крупным планом, но рабочая дистанция этого стекла слишком короткая — тень от объектива может попасть в кадр. 25-50mm даёт отличное увеличение на 50мм, но, главное, имеет больше пространства рабочей дистанции.
Пример 4К съемки на Panasonic Leica 25-50mm f/1.7. Youtube-канал Rowe Films
Интересно, что 10-25mm и 25-50mm практически идентичны не только внешне, но и в плане качества картинки. Объективы выдают одинаковые цвета и контраст, поэтому легко подстроить кадр при смене объектива, если использовать их «комплектом».
Для видео важно, чтобы у объектива было минимальное «дыхание» фокуса. Дыхание фокуса — это негативный визуальный эффект. Он проявляется заметным дрожанием во время видеосъёмки при фокусировке с нуля до бесконечности из-за изменения фокусного расстояния.
Этому «недугу» подвержены многие стёкла, но в этой модели дыхание фокуса почти незаметно — и на 25mm, и на 50mm. Так что если вы используете приём со сменой фокусировки во время съёмки, всё будет выглядеть очень плавно и приятно.
Видеографам наверняка интересно, надо ли каждый раз заново настраивать фокус после смены фокусных расстояний (то есть парфокальный это объектив или нет). К сожалению, это не парфокальный объектив, он теряет фокусировку при смене фокусных расстояний, так что после зуммирования вам надо будет каждый раз перефокусироваться.
Резкость и боке
Конечно, объективу необязательно быть суперрезким для съёмки видео в 4К. А вот для фотографии резкость очень важна. Не стоит забывать, что у Panasonic к концу года должна выйти видеокамера GH6 с разрешением 5.7К, так что дополнительная резкость никогда не повредит.
И тут Panasonic Leica 25-50mm f/1.7 не разочаровывает: по центру кадра стекло очень резкое и на 25, и на 50mm, даже на широко открытой диафрагме.
По краям кадра наблюдается некоторое снижение резкости, которая при этом заметно возрастает при закрытии диафрагмы до f/2.8, особенно на 50mm. Эта небольшая мягкость по краям будет видна только на фотографиях в формате 4:3. На видео в формате 16:9 мягкость будет уже не видна благодаря кропу по центру.
Объектив создаёт приятное боке. Оно помогает эффективно отделять объект от фона, особенно на широко открытой диафрагме и на более близких фокусных расстояниях. Правда, в круглых световых бликах на заднем фоне отчетливо видны «луковые кольца» (концентрические круги внутри дисков размытия). Искажения в боке будут особенно заметны на фотографиях на фоне новогодних гирлянд или огней ночного города.
Итоги
Panasonic Leica 25-50mm выглядит и как отличное дополнение к 10-25mm, и как прекрасный объектив сам по себе. Очень отзывчивое кольцо ручной фокусировки, минимальный эффект дыхания фокуса, быстрый привод, классная резкая картинка — отличные показатели и для фото-, и для видеосъёмки.
Стоимость объектива немаленькая — 1799 долларов. Но большинство ориентированных на видео стёкол стоят дорого, так что учитывая его светосилу, ничего удивительного в трёхзначном ценнике нет. Тем более, что формат Micro 4:3 уже доказал, что прекрасно подходит для профессиональных видеографов, так что для них — это отличный вариант (особенно в комплекте с 10-25mm).
Но не видео единым! Ведь для фотографов, которые работают с этой системой и ищут родной светосильный объектив в портретном диапазоне, это единственный доступный вариант: Panasonic Leica 25-50mm будет хорош для уличной, портретной и предметной фотосъёмки.
* при подготовке статьи использовались материалы ресурса dpreview.com
Автор: Георгий Георгиев
Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.
Читать также:
Panasonic анонсировала лёгкий объектив Lumix S 24mm F1.8: оцените его возможности
Лайфхаки фотографов: для чего можно использовать макрообъектив, кроме макросъёмки
Viltrox выпустит три объектива для Nikon Z с автофокусировкой по глазам