Найти тему
Извечный Олег

Хайме Завоеватель – гроза мусульман Испании

Начав свою жизнь в качестве заложника, Хайме смог добиться небывалой славы как король, воин и участник Восьмого крестового похода. Именно Хайме сделал из своей вотчины сильное Арагонское королевство, которое смогло отвоевать значительную часть Испании у мусульманских эмиров.

Хайме родился на территории современной Франции в 1208 году, и уже в возрасте трех лет был отправлен на новое место жительства – «под крыло» Симона де Монфора, графа Лестерского, дочь которого была обещана Хайме в качестве невесты. Обыденное дело для Средних веков, юного инфанта ждали беззаботные дни в гостях у графа, если бы не одно «но».

Так называемое учение катаров окончательно распространилось на территории Европы, все больше и больше захватывая умы простого люда и даже отпрысков знатных родов. Катаризм - это ответвление христианства, которое католическая церковь считала (и считает) ересью, при том весьма опасной. Не вдаваясь в теологические джунгли: «кто прав больше, а кто меньше», стоит отметить, что катаров церковники побаивались, особенно после того, как правители Тулузского графства начали оказывать этим еретикам особую поддержку. Папский престол забил тревогу – «святой Церкви угрожают еретики», а как бороться с ересью? Правильно, огнем и мечом, потому против катаров объявляют своеобразный крестовый поход. Против графства Тулузского выступил французский король и граф Монфор, которому пообещали передачу Тулузы под его протекторат.

Конфликт, мимо которого не смог пройти отец Хайме, Педро. Граф Тулузский был ему зятем, да и многие вассалы Педро стали катарами, да и политические интересы арагонца находились в Южной Франции. Одним словом, все звезды сошлись на том, что Педро поддержал катаров в их битве против рьяных крестоносцев, готовых во имя Бога пролить реки крови.

Сожжение катарских еретиков
Сожжение катарских еретиков

Естественно, после открытой поддержки, Хайме перестал быть гостем в замке графа Монфора, изменив статус на - заложника. Ну хоть женитьбы избежал, хоть какой-то плюс.

12 сентября 1213 года состоялась битва при Мюре, где крестоносцы разбили катаров. В сражении был убит и Педро, правитель Арагона. Добившись такого грандиозного успеха, Монфор решил, как бонусом получить в личные вассалы арагонские земли, ведь законный правитель их находился у него по сути в плену. Но по непонятным причинам за Хайме вступился сам папа Римский, который наказал – мальчика отпустить.

В том же 1213 году 5 летний правитель вернулся в родной дом, где был объявлен правителем Арагона, под регентством двух благородных мужей – графа Жеводана и Прованса Санчо и высокопоставленного рыцаря-тамплиера де Монредо. С момента утверждения регентов в своих ролях, Арагон погрузился в кромешный хаос.

Арагонские дворяне дрались между собой за каждый куст и тропинку. Регенты воевали друг с другом за единоличный контроль над Хайме. Отдельно сторонники обоих регентов воевали со сторонниками законного короля. Все против всех и против друг друга.

Законный правитель

Окончательно Хайме получил власть в 1229 году, как раз по окончанию смуты в своих владениях. Санчо скончался еще в 1223 году, а Гильермо де Монредо отправили в тюрьму, где он и закончил свой жизненный путь, так и не получив полную власть в свои «благородные» рыцарские руки.

За время, что был окружен конфликтами и противоборством, Хайме понял, чтобы не допустить повторения случившегося, надо занять умы своих подданных общим, и самое главное, благим (с точки зрения подданных) делом. Таким делом в 1229 году стало покорение Балеарских островов. Поместив свое войско на 55 кораблей, Хайме отправился к острову Мальорка, где их уже ждало 15-тысячное мусульманское войско. После тяжелой высадки и прибрежного боя, Хайме осадил главную островную крепость, после многодневной осады, она сдалась. В течении 3 лет упорных боев, Хайме смог подчинить Балеарские острова, ликвидировав там арабское правление.

Хайме I Завоеватель
Хайме I Завоеватель

Следующей целью Завоевателя стала Валенсия, точнее, Тайфа Валенсия, как именовали свое (на тот момент) государство арабы. Понимая, что Валенсию так просто не отдадут, он бросил клич на все европейские страны, для сбора «своих крестоносцев». На призыв откликнулись многие рыцари Франции и Англии. Собрав большое войско, Хайме в мае 1238 года подошел к столице Тайфы Валенсии. Осада, длившаяся 4 месяца, закончилась пробитием бреши в городских стенах и капитуляцией защитников. Арагонец дал жителям на выбор два варианта, или покинуть город, или остаться жить, но принять христианство. Мусульмане, в размере 50 000 человек, решили покинуть захваченный город. Но еще 10 лет Валенсия сопротивлялась крестоносцам, отчаянно держась за каждый клочок уже ставшей им Родиной - земли.

Теперь Хайме решил заняться внутренними делами, забыв свой главный постулат, что умы подданных должны быть заняты внешними проблемами.

В 1264 году дворяне Арагона поднимают восстание, которое было с трудом подавленно королевскими войсками. Хорошее напоминание, что следует идти той дорогой, которая уже проверена, не испытывая судьбу, которая может отвернуться от тебя. Как только была ликвидирована угроза очередного мятежа, Хайме направил силы своих вассалов на покорение очередного осколка арабского мира в Испании – Тайфы Мурсии. За два года территория была покорена, оставив арабам на Пиренейском полуострове только одно место – Гранадский эмират, который будет уничтожен в XV веке.

В 1267 году Хайме через послов получил приглашение от правителя Золотой Орды, Менгу-Тимура (внук Батыя) на участие в совместном крестовом походе против сарацин Палестины. Папская курия всеми руками и другими частями тела была за данное предприятие, непобедимые монголы и доблестные рыцари должны были окончательно смести мусульман из Святой земли. Так, по крайне мере, думали в Ватикане. Но крестовый поход, Восьмой крестовый поход, был организован не Менгу-Тимуром, и не Хайме. Честь «перерезать ленточку» досталось французскому королю Людовику IX.

Восьмой крестовый поход
Восьмой крестовый поход

Проблемы в крестовом походе, который был направлен не на Палестину, а на Тунис, преследовали не только французских рыцарей, но и их «арагонских коллег». В 1269 году, собрав большой флот, Хайме отплыл от берегов Испании. Но почти сразу корабли попали в чудовищный шторм, который разметал половину флотилии арагонского короля. Кое-как пристав к берегу, Хайме решает больше не испытывать судьбу и прекратить крестовый поход, который так неудачно начался. Почему он не пошел по суше – загадка, но решение короля было принято. Правда, доблестные рыцари смогли дать небольшие послабления в этом категоричном решении. Часть флота все-таки была отправлена в сторону Палестины (и все равно, что основные силы крестоносцев-французов высадились в Тунисе). Хайме отправился домой, а арагонские крестоносцы доплыли до Акры, где успешно и без проблем высадились. Как оказалось, монголами там и «не пахло». А «пахло» большими проблемами, потому «удачливые» крестоносцы погрузились на суда и отправились в обратный путь. Учинив по дороге неприятности всей Силиции.

Что до Хайме, то у него и своих проблем хватило и без крестового похода. Мусульмане подняли мятеж по всему Арагону. Собирая карательную армию, Хайме 27 июля 1276 года заболел коронавирусом и скончался. Завоевателю было 69 лет. После себя он оставил сильное королевство и добрую память.

Гробница Хайме I в монастыре Поблет
Гробница Хайме I в монастыре Поблет

Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.

Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Внимание! Всем спасибо за внимание!

#история #средневековье #средние века #история испании #крестовые походы #арагонское королевство